Скачать:

PDF

Ключевые слова: Г. Р. Державин, космологическая образность, мировидение, онтология, механизмы визуализации.
Для цитирования:

Поташова К. А. «Стекла оптики» как средство миропознания в стихотворении Г. Р. Державина «Евгению. Жизнь Званская» // Два века русской классики. 2024. Т. 6, № 2. С. 6–19. https://doi.org/10.22455/2686-7494-2024-6-2-6-19

Автор: Поташова К. А.
Сведения об авторе:

Ксения Алексеевна Поташова, кандидат филологических наук, доцент, Государственный университет просвещения, ул. Фридриха Энгельса, д. 21 а, 105005 г. Москва, Россия.

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-0164-0371

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Дата поступления: 17.01.2024
Дата одобрения рецензентами: 23.03.2024
Дата публикации: 25.06.2024
Номер журнала: 2024 Том 6 № 2
Рубрика: Русская литература XVIII–XIX столетий
Страницы: 6–19
DOI: https://doi.org/10.22455/2686-7494-2024-6-2-6-19
EDN:

https://elibrary.ru/PKUVYG

Индекс УДК: 821.161.1.09"19"

Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 23-78-01016 «Космические образы в русской поэзии конца XVIII – первой трети XIX века: онтология и поэтика»

Аннотация: Целью статьи является выявление эмпирических оснований космической образности поэзии Г. Р. Державина и раскрытие механизмов преобразования реально видимых картин Вселенной в стихотворении «Евгению. Жизнь Званская». На основе имущественных описей и чертежей усадьбы Званка в статье устанавливается увлеченность Державина наблюдениями за движением небесных тел, выявляется, какой телескоп был у поэта. Рассматриваются номинации «стекла оптики» и «мрачный фонарь», которые поэт использует для образного представления телескопа. Посредством взгляда в телескоп поэт видит то, что недоступно в естественно-природном бытии, но при этом является частью Божественного мира и дополняет представления о Божественной Вселенной. В сопоставлении с трактатами Августина Блаженного рассматривается символическая наполненность образов небесных тел в стихотворении Державина, уточняется понимание поэтом красоты не только в ее эстетической, но и интеллектуальной составляющей.

Список литературы

Источники

Августин Блаженный. Исповедь. СПб.: Наука, 2013. 372 с.

Августин Блаженный. Об истинной религии. Теологический трактат. Минск: Харвест, 1999. 1600 с.

Даль В. И. Словарь живого великорусского языка: в 4 т. М.: Русский язык, 1998.

Державин Г. Р. Стихотворения. Л.: Сов. писатель, 1957. 470 с.

Карамзин Н. М. Письма русского путешественника // Карамзин Н. М. Избр. соч.: в 2 т. М.; Л.: Худож. лит., 1964.

Крузенштерн И. Ф. Путешествие вокруг света в 1803, 4, 5, и 1806 годах. СПб.: Морская Типография, 1809. Ч. 1. 388 с.

Ломоносов М. В. Физическая задача о ночезрительной трубе // Ломоносов: сб. ст. и материалов. М.; Л.: АН СССР, 1946. С. 87–89.

Радищев А. Н. О человеке, о его смертности и бессмертии // Радищев А. Н. Полн. собр. соч. М.; Л.: АН СССР, 1938–1952. Т. 2. С. 37–142.

Размышления о делах божиих в царстве натуры и провидения на каждый день года: издание периодическое. М.: В тип. Компании типографической, 1787–1788.

Словарь Академии Российской. СПб.: При Императорской Академии наук, 1789–1794.

Исследования

Башкиров Д. Л. Ода Г. Р. Державина «Бог» // Проблемы исторической поэтики. 1998. № 5. С. 140–150.

Есаулов И. А. Ода Г. Р. Державина «Бог»: новое понимание // Проблемы истори- ческой поэтики. 2016. № 14. С. 45–67. https://doi.org/10.15393/j9.art.2016.3722

Киселева И. А. О смысловой цельности дефинитивного текста поэмы М. Ю. Лер- монтова «Демон» (1839) // Проблемы исторической поэтики. 2019. Т. 17, № 4. С. 91–106. https://doi.org/10.15393/j9.art.2019.6422

Киселева И. А., Поташова К. А. Особенности поэтического экфрасиса в стихот- ворении А. С. Пушкина «Полководец» (1835): от черновика к беловику // Научный диалог. 2021. № 4. С. 240–253. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2021-4-240-253

Левицкий А. Образ солнца в поэзии Державина // Русская литература. 2012. № 1. С. 55–65.

Манн Ю. В. Динамика русского романтизма. М.: Аспект-пресс, 1995. 380 с.

Морозова Е. В. Все имущество села Званки в 1827 году. Описи и реестры // Г. Р. Державин и его время: сб. научных трудов. СПб.: Всероссийский музей А. С. Пушкина, 2010. Вып. 5. С. 90–117.

Никитина А. Б. Об усадьбе Г. Р. Державина в Званке // Памятники культуры. Новые открытия. Письменность. Искусство. Археология. Л.: Наука, 1986. С. 508–522. Позднякова Н. А. Образ художественного времени в поэзии Г. Р. Державина //

Г. Р. Державин: личность, творчество, современное восприятие. Казань: Казанский ун-т, 1993. С. 39.

Поташова К. А. Традиции и новаторство русской литературы конца XVIII – первой трети XIX века в аспекте усвоения опыта живописи М.: ФЛИНТА, 2021. 376 с.

Поташова К. А. Космическая образность русской поэзии рубежа XVIII– XIX веков: стратегии изучения // Научный диалог. 2023. Т. 12, № 10. С. 211–228. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2023-12-10-211-228

Хондзинский П. (свщ.) Блаженный Августин в русской духовной традиции XVIII в. // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного универси- тета. Серия 1: Богословие. Философия. 2011. № 33. С. 22–36.

Blumenberg H. Paradigms for a Metaphorology / trans. from German by Robert Savage. New York: Ithaca, 2010. 152 p.