Аннотация:
В 1840-х гг. Ф. М. Достоевский прославился в литературных кругах благодаря своей повести «Бедные люди», но подвергся широкой критике со стороны славянофилов в лице братьев Аксаковых за свой творческий подход и политическую идеологию. В 1860-х гг. жаркие споры между «Временем» и «Денем» подтвердили идеологические разногласия Достоевского со славянофилами. В 1880-х гг., как показывает автор статьи, намечается сближение позиции Достоевского, его художественных идей и взглядов братьев Аксаковых, что особенно хорошо ощутимо по речи Достоевского на Пушкинском празднике. В статье осмысляются основные мировоззренческие расхождения и точки соприкосновения между почвенничеством и славянофильством, прослеживаются непростые отношения Достоевского с братьями Аксаковыми, которые длились более 40 лет. Отмечается, что многочисленные несогласия в убеждениях указанных современников касались вопроса о творческом стиле, назначении литературы и идейных течениях. Достоевский верил в славянофильскую мысль, но был более прогрессивен, он развил и углубил идеалы фундаментализма второй половины XIX в.
Список литературы
Источники
Аксаков К. С., Аксаков И. С. Литературная критика. М.: Современник, 1981. 384 с.
Аксаков И. С. Иван Сергеевич Аксаков в его письмах. М.: Тип. М. Г. Волчанинова, 1888. Ч. 1. 466 с.
Аксаков И. С. Отчего так нелегко живется в России. М.: РОССПЭН, 2002. 1008 с.
Аксаков И. С. Наше знамя — русская народность. М.: Ин-т русской цивилизации, 2008. 640 с.
Аксаков И. С. Письмо И. С. Аксакова о Московских праздниках по поводу открытия памятника Пушкину // Русский архив. 1891. № 5. С. 90–99.
Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: в 30 т. Л.: Наука, 1972–1990.
Л. Н. Толстой и Н. Н. Страхов. Полн. собр. переписки: в 2 т. М.: Гос. музей Л. Н. Толстого, Группа славянских исследований при Оттавском университете, 2003. Т. 2. 1080 с.
Плетнев П. А. Сочинения и переписка: в 3 т. СПб.: Тип. Имп. Акад. наук, 1885. Т. 3. XII. 746 с.
Страхов Н. Н. Литературная критика. М.: Современник, 1984. 432 с.
Страхов H. Н. Воспоминания о Федоре Михайловиче Достоевском // Ф. M. Достоевский в воспоминаниях современников. М.: Худож. лит., 1990. С. 513–514.
Тургенев И. С. Собр. соч.: в 12 т. М.: Худож. лит., 1956. Т. 11. 572 с.
Шевырев С. П. Об отечественной словесности. М.: Высшая школа, 2004. 304 c.
Исследования
Дмитриев А. П. К оценке «Бедных людей» и «Двойника» Ф. М. Достоевского в семье Аксаковых (по переписке В. С. Аксаковой и М. Г. Карташевской) // Два века русской классики. 2020. Т. 2, № 1. С. 154–167. https://doi.org/10.22455/2686-7494-2020-2-1-154-167
Закиев Ю. И. Славянофилы и Ф. М. Достоевский // Аксаковские чтения: духовное и литературное наследие семьи Аксаковых. Уфа: Изд-во Башкирского ин-та развития образования, 2001. С. 51–53.
Зеньковский В. В. Русские мыслители и Европа: Критика Европейской культуры у русских мыслителей. Париж, YMCA-PRESS, 1955. 283 с.
Кунильцкий Д. А. Достоевский и братья Аксаковы: спор о русской литературе. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2013. 152 с.
Кунильцкий Д. А. Славянофилы и «Время»: к истории запрещения журнала // Вестник Череповецкого государственного университета. 2015. № 6. C. 87–90.
Левитт Маркус Ч. Литерутура и политика: пушкинский праздник 1880 года. СПБ.: Академический проект, 1994. 263 с.
Фетисенко О. Л. «Истина-живая сила»: братья Аксаковы и Кохановская (Н. С. Соханская) в 1860 г. // Христианское чтение. 2017. № 3. С. 232–252.
Frank Joseph. Dostoevsky. The Seeds of Revolt (1821–1849). Princeton, N. J.: Princeton University Press, 1976. 401 p.
Frank Joseph. Dostoevsky. The Stir of Liberation (1860–1865). Princeton, N. J.: Princeton University Press, 1986. 395 p.
Ji Mingju. Slavophilisstic Literary Theory and Cultural Criticism. Beijing: China Society Press, 2015. 251 p.
Liu Wenfei. The Slavophiles’ Position in Dostoevsky’s Demons. Chinese and Foreign Culture and Literature, 12th series. Sichuan: Sichuan University Press, 2005. P. 288–305.
Wan Haisong. Discussion of the Foundamentalism as the “Third Way”: Focusing on Fyodor Dostoevsky // Russian East European and Central Asian Studies. 2018. № 3. P. 94–107.