Скачать:

PDF

Ключевые слова: Ф. М. Достоевский, «Дневник писателя», русская живопись, художественная критика, реализм, журнал «Время», эстетика, идеал, жанровая живопись, художественная правда.
Для цитирования:

Смыслова О. Н. О «правде действительной» и «высшей правде» в художественной критике Ф. М. Достоевского // Два века русской классики. 2021. Т. 3, № 4. С. 114–129. https://doi.org/10.22455/2686-7494-2021-3-4-114-129 

Автор: Смыслова О. Н.
Сведения об авторе:

Ольга Николаевна Смыслова, кандидат филологических наук, доцент кафедры русской классической литературы Института филологии Московского педагогического государственного университета, ул. Малая Пироговская, д. 1, 119991 г. Москва, Россия

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-1595-5523

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. 

Дата поступления: 02.06.2021
Дата одобрения рецензентами: 19.08.2021
Дата публикации: 25.12.2021
Номер журнала: 2021 Том 3 № 4
Рубрика: Русская литература XVIII–XIX столетий
Страницы: 114–129
DOI: https://doi.org/10.22455/2686-7494-2021-3-4-114-129
Индекс УДК: 821.161.1.0

Аннотация:

В статье рассматриваются художественные рецензии Ф. М. Достоевского. На основе анализа статей «Выставка в Академии художеств за 1860–61 год» и «По поводу выставки», опубликованных в «Дневнике писателя» за 1873 г., определяются эстетические критерии оценки Достоевским жанровой, исторической, портретной и пейзажной русской живописи. Автор статьи выявляет важнейшие критерии, обозначенные Достоевским: выражение авторского идеала, отличающее картину от зеркального отражения и фотографии; независимость художника от направления, излишней натуральности, театральности и «чрезмерной эффектности». Особое внимание уделяется разбору Достоевским картин В. Н. Якоби, В. Г. Перова, В. Е. Маковского, Н. Г. Шильдера, М. П. Клодта, И. Е. Репина, А. И. Куинджи, Н. Н. Ге, творчество которых вызвало неподдельный интерес писателя и побудило к размышлениям о художественной правде в искусстве. Персонажи картин в изложении Достоевского оживают, обретают «историю чувств», психологический облик и голос. В работе разграничиваются такие понятия, используемые Достоевским для анализа современной писателю живописи в свете «реализма в высшем смысле», как «правда естественная», «правда действительная», «сценическая правда», «правда художественная», «высшая правда».

Список литературы

Источники

Достоевская А. Г. Воспоминания. М.: Правда, 1987. 542 с.

Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: в 30 т. Л.: Наука, 1972–1990.

Исследования

Акелькина Е. А. Ф. М. Достоевский художественный критик (проблема академической традиции в статье «Выставка в Академии художеств за 1860–61 год») // Вестник Омского университета. 2007. № 4. С. 71–74.

Борисова В. В. Интермедиальность в «Дневнике писателя» Ф. М. Достоевского // Культура и текст. 2013. № 1 (14). С. 55–60.

Вельчак Д. «Сикстинская Мадонна», «Мёртвый Хрситос» и икона Богоматери: Ф. М. Достоевский о религиозной живописи и иконописи // ART LOGOS. 2018. № 1 (3). С. 31–42.

Герман М. Ю. Достоевский о живописи и живопись Достоевского // Достоевский и мировая культура. 1998. № 11. С. 155–168.

Касаткина Т. А. Достоевский, образ мира и человека: икона и картина // Современные проблемы изучения поэтики и биографии Ф. М. Достоевского: Рецепция, вариации, интерпретации. СПб.: Дмитрий Буланин, 2016. С. 129–146.

Касаткина Т. А. Священное в повседневном: Двусоставный образ в произведениях Ф. М. Достоевского. М.: ИМЛИ РАН, 2015. 528 с.

Кашина Н. В. Эстетика Ф. М. Достоевского. М.: Высшая школа, 1989. 286 с.

Леняшин В. А. Передвижники: правда в красоте или красота в правде // Научные труды. 2017. № 40. С. 100–110.

Матвеева И. Ю. «Христос в пустыне» И. Н. Крамского и новая интерпретация образа Иисуса Христа в русской культуре второй половины XIX века // Вече. 2019. № 31. С. 162–181.

Миллионщикова Т. М. Визуальные образы в произведениях Ф. М. Достоевского // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 7: Литературоведение. 2018. № 4. С. 154–160.

Перлина Н. М. Тексты-картины и экфразисы в романе Ф. М. Достоевского «Идиот». СПб.: Алетейя, 2017. 288 с.

Прохоров Г. С. Повествовательная структура «Дневника писателя» Ф. М. Достоевского (постановка вопроса) // Новый филологический вестник. 2010. № 4 (15). С. 5–14.

Седельникова О. В. Поэтика визуализации в романе Достоевского «Преступление и наказание» // Современные проблемы изучения поэтики и биографии Достоевского: Рецепция, вариации, интерпретации. СПб.: Дмитрий Буланин, 2016. С. 288–303.

Степанова Е. В. Журнальные рецензии Ф. М. Достоевского о развитии русского изобразительного искусства // Экономика и общество в фокусе современных исследований: традиции и инновации. Саратов: Институт исследований и развития профессиональных компетенций, 2015. С. 137–140.

Фаустов А. А. Отсроченное будущее: две картины в пересказе Ф. М. Достоевского // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. 2021. № 3. С. 18–23.

Фридлендер Г. М. Эстетика Достоевского // Достоевский — художник и мыслитель. М.: Худож. лит., 1972. 687 с.

Perlina N. Portrayals of Aglaya and Nastasia: Ekphrastic narrative in “The Idiot” // Аспекты поэтики Достоевского в контексте литературно-культурных диалогов. СПб.: Дмитрий Буланин, 2011. С. 32–49.

Stempczynska B. Dostojewski a malarstwo. Katowice: Uniwersytet Śląski, 1980. 143 p.