Скачать:

PDF

Ключевые слова: И. А. Гончаров, А. Данте, поэтика, Ф. Шеллинг, трилогия, свет, Священное Писание.
Для цитирования:

Мельник В. И. И. А. Гончаров и Данте: вопросы поэтики // Два века русской классики. 2021. Т. 3, № 4. С. 58–79. https://doi.org/10.22455/2686-7494-2021-3-4-58-79  

Автор: Мельник В. И.
Сведения об авторе:

Владимир Иванович Мельник, доктор филологических наук, профессор, член-корреспондент Академии наук Республики Татарстан, Перервинская духовная семинария, ул. Шоссейная, д. 82 г, 109383 г. Москва, Россия.

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-9684-8943

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. 

Дата поступления: 08.06.2021
Дата одобрения рецензентами: 24.09.2021
Дата публикации: 25.12.2021
Номер журнала: 2021 Том 3 № 4
Рубрика: Русская литература XVIII–XIX столетий
Страницы: 58–79
DOI: https://doi.org/10.22455/2686-7494-2021-3-4-58-79
Индекс УДК: 821.161.1.0

Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований в рамках научного проекта № 20-012-00221

Аннотация:

Статья является продолжением работ автора, посвященных проблеме трилогии И. А. Гончарова («Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв») и одновременно традициям «Божественной комедии» Данте в указанных романах. Речь идет о сходстве философски-теологических установок («обожение человека»), нашедших выражение в поэтике поэмы Данте и романах Гончарова, выстроенных в единое произведение. Высказывается предположение, что рано определившаяся «сверхзадача» писателя на создание романной трилогии могла сформироваться под влиянием статьи Ф. Шеллинга «О Данте с философской точки зрения», в которой высказана мысль о том, что каждая крупная эпоха может воспроизводить трехчастное произведение в духе «Божественной комедии». Особенно важным, помимо трехчастной структуры, представляется поэтика света в «Божественной комедии» и романах Гончарова — при ослабленном внимании (а у Гончарова почти полном отсутствии) цветовой гаммы. Эта особенность поэтики двух писателей представляется связанной с глубоко заложенным теологическим смыслом их произведений и единым общим источником — Священным Писанием.

Список литературы

Источники

Баратынский Е. А. Лирика / сост. и предисл. К. Пигарева. М.: Худож. лит., 1964. 160 с.

Бидерман Г. Энциклопедия символов. М.: Республика, 1996. 336 с.

Бонавентура. Путеводитель души к Богу. М.: Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 1993. 190 с.

Буслаев Ф. И. Мои воспоминания. М.: Изд-е В. Г. Фон-Бооля, 1897. 388 с.

Данте А. Божественная комедия / пер., вступ. ст., коммент. М. Л. Лозинского. М.: Эксмо, 2015. 864 с.

Гончаров И. А. Материалы и исследования // Литературное наследство. М.: Наука, 2000. Т. 102. 735 с.

Гончаров И. А. Полн. собр. соч.: в 20 т. Т. 1–15. СПб.: Наука, 1997–2017.

Надеждин Н. И. Литературная критика. Эстетика. М.: Худож. лит., 1972. 576 с.

Соловьев Вл. С. Красота в природе // Вопросы философии и психологии. 1889. Кн. 1. С. 1–50.

Толстая С. А. Дневники: в 2 т. М.: Худож. лит., 1978.

Тютчев Ф. И. Соч.: в 2 т. / ред. и вступ. ст. К. В. Пигарева; сост. и подгот. текста А. А. Николаева. М.: Правда, 1980.

Чуйко В. В. Иван Александрович Гончаров. Опыт литературной характеристики // Наблюдатель. 1991. № 12. С. 118.

Чуйко В. В. «Лучше поздно, чем никогда» // Иван Александрович Гончаров. Его жизнь и сочинения. Сборник историко-литературных статей / сост. В. И. Покровский. М.: Тип. Г. Лисснера и Д. Совко. 1912. С. 278–291.

Шеллинг Ф. Философия искусства. СПб.: Алетейя, 1996. 496 с.

Исследования

Алексеева Ю. М. Венера Милосская художника Б. Райского. Портрет Софьи Беловодовой (К вопросу Гончаров и Шеллинг) // Традиция в истории культуры. Материалы II региональной научной конференции. Ульяновск, 2000. С. 125–133.

Беляева И. А. «Будучи оба символистами»: к истории изучения дантовской темы у И. А. Гончарова // Вестник гуманитарного технологического университета. 2020. № 2. С. 22–26.

Беляева И. А. И. А. Гончаров — романист: дантовские параллели. М.: МГПУ, 2016. 316 с.

Данилова И. Е. От Средних веков к Возрождению. М.: Искусство, 1975. 128 с.

Ермолаева Н. Л. Солярно-лунарные мифы в контексте романа И. А. Гончарова «Обломов // И. А. Гончаров. Материалы Международной научной конференции, посвященной 190-летию со дня рождения И. А. Гончарова. Ульяновск, 2003. С. 73–81.

Ермолаева Н. Л. Образы огня и света в романе И. А. Гончарова «Обломов» // Художественный текст и культура: материалы международной научной конференции / отв. ред. В. В. Кудасова. Владимир, 2004. С. 133–140.

Калинина Н. В. Дантовы координаты романа «Обрыв» // Русская литература. 2012. № 2. С. 67–80.

Кристина Ланда. Ключи к Данте. Итальянская литературная критика XX и XXI веков о Данте Алигьери // Вестник Европы. 2018. № 50. URL: https://magazines.gorky.media/vestnik/2018/50/klyuchi-k-dante.htm (дата обращения: 02.05.2021).

Лосев А. Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. М.: АСТ, 2000. 848 с.

Лощиц Ю. М. Гончаров. М.: Молодая гвардия, 1986. 368 с.

Мельник В. И. Философские мотивы в романе И. А. Гончарова «Обломов» // Русская литература. 1982. № 3. C. 81–99.

Мельник В. И. И. А. Гончаров: духовные и литературные истоки. М.: МГУП, 2000. 282 с.

Мельник В. И. Гончаров и православие: духовный мир писателя. М.: Даръ, 2008. 542 с.

Мельник В. И. Духовный путь И. А. Гончарова. По страницам жизни автора «Обломова». М.: Вече, 2019. 448 с.

Мельник В. И. Логика творчества И. А. Гончарова: к постановке проблемы // Два века русской классики. 2019. Т. 1, № 2. С. 110–143. DOI: 10.22455/2686-7494-2019-1-2-110-143 

Мельник В. И. «Крупный, мыслящий и осмысливающий синтез…» (Возникновение замысла романной трилогии И. А. Гончарова) // Два века русской классики. 2020. Т. 2, № 3. С. 120–199. https://doi.org/10.22455/2686-7494-2020-2-3-118-199

Пастон Э. В. М. В. Прахов в Абрамцеве (К вопросу о традициях романтизма в духовной жизни и творческой деятельности Абрамцевского кружка) // Типология русского реализма второй половины XIX века. М.: Наука, 1990. С. 158–181.

Перетятькин Г. Ф. Еще раз о Данте в философском отношении // Научные ведомости. Сер. Философия. Социология. Право. 2010. № 20 (91). Вып. 14. С. 5–16.

Перетятькин Г. Ф. Идеи «метафизики света» у Данте и Гегеля // Vox / Голос. 2012. № 12. URL: file:///C:/Users/user/Downloads/idei-metafiziki-sveta-u-dante-igegelya.pdf (дата обращения: 02.05.2021).

Попов П. С. Состав и генезис «Философии искусства» Шеллинга // Шеллинг Ф. Философия искусства. СПб.: Алетейя, 1996. С. 5–18.

Постнов О. Г. Эстетика И. А. Гончарова. Новосибирск: Наука, 1997. 240 с.

Прохоренкова С. А. Характеристика цвета и света в «Божественной комедии» Данте // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2006. № 2 (26). С. 87–88.

Пырков И. В. Освещенные солнцем: тема «света» в романе Гончарова «Обломов» // Волга. 2000. № 413. С. 214–220.

Рыбасов А. П. И. А. Гончаров. М.: Гос. изд. худож. лит., 1962. 244 с.

Свешников А. В. Свет в изобразительном искусстве Средневековья и Возрождения // Вестник славянских культур. 2009. № 1 (XI). С. 97–103.

Сурикова А. С. Свет и образ Рая в поэме Данте «Божественная комедия» и повести К. Льюиса «Расторжение брака» // Начало. 2016. Т. 32. С. 120–135.