Скачать:

PDF

Ключевые слова: А. П. Чехов, речевые акты, похвальба, положительная самооценка, драматургические персонажи, текстовый анализ, «Чайка», «Три сестры», «Вишневый сад».
Для цитирования:

Макарова В. А. Похвальба и позитивная самооценка в пьесах А. П. Чехова // Два века русской классики. 2021. Т. 3, № 2. С. 202–229. https://doi.org/10.22455/2686-7494-2021-3-2-202-229

Автор: Макарова В. А.
Сведения об авторе:

Вероника Анатольевна Макарова, кандидат филологических наук, профессор кафедры языкознания Саскачеванского университета, к. 914, 9 Кэмпус Драйв, здание Искусств, Саскатун, Саскачеван, Канада. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-1885-0989

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Дата поступления: 18.02.2021
Дата одобрения рецензентами: 07.04.2021
Дата публикации: 28.06.2021
Номер журнала: 2021 Том 3 № 2
Рубрика: Текстология
Страницы: 202-229
DOI: https://doi.org/10.22455/2686-7494-2021-3-2-202-229
Индекс УДК: 821.161.1.0

Аннотация: В настоящей статье теория речевых актов применяется к рассмотрению использования и функционирования похвальбы/позитивной самооценки в текстах трех пьес А. П. Чехова: «Чайка», «Три сестры» и «Вишневый сад». Анализ проводился с помощью ручного кодирования речевых актов похвальбы/позитивной самооценки, результаты его демонстрируют, что данный речевой акт использовался Чеховым в разных текстуальных функциях для обрисовки характеров действующих лиц. В частности, похвальба применяется как литературный прием описания персонажей, которые по замыслу автора нравятся зрителю/читателю меньше, а также для предоставления возможности другим персонажам постоять за себя против несправедливого отношения или провокаций. Похвальба/позитивная самооценка включает формы смягчения и отягчения. Смягчение достигается в основном при помощи грамматических или фразовых средств, а также семантически через самокритику/самоуничижение. Отягчение достигается преимущественно также грамматическими и фразовыми средствами. Единственный семантический прием отягчения, обнаруженный в текстах, представляет собой критику или уничижение других персонажей. Специфические формы позитивной самооценки в чеховских пьесах — это лингвистическая похвальба, контекстно необоснованные переходы на французский и латинский, а также похвала своему поколению (последняя форма представлена в драме «Три сестры»). Результаты свидетельствуют, что исследования речевых актов в пьесах могут быть продуктивны для теории литературы, они уточняют разработку персонажей и мастерство драматурга.

Список литературы

Источники

Чехов Ал. П. Из детских лет А. П. Чехова // А. П. Чехов в воспоминаниях современников / под общ. ред. С. Н. Голубова, В. В. Григоренко, Н. К. Гудзия, С. A. Mакашина, Ю. Г. Оксмана. М.: Худож. лит., 1960. С. 29–74.

Chekhov A. P. Рlays. Russian classics in Russian and English. Medford, N.Y: Academic book solutions, 2010. 557 p.

Исследования

Батурина Е. А. «Три сестры»: метафизичность чеховского текста // Философия Чехова: Материалы Международной научной конференции / под общ. ред. А. С. Собенникова. Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2008. С. 4–11.

Горячева М. О. Любил ли Чехов театр? // Философия Чехова: Материалы Международной научной конференции / под общ. ред. А. С. Собенникова. Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2008. С. 34–43.

Дементьев В. В. Теория речевых жанров. М.: Знак, 2010, 600 с.

Дьячкова И. Г. Похвала и порицание как речевые жанры // Вестник Омского университета. 1998. Т. 3. С. 5–58.

Димитров Л. «Три сестры». Во имя отца // Философия Чехова: Материалы Международной научной конференции / под общ. ред. А. С. Собенникова. Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2008. С. 60–68.

Габидуллина А. Р. Учебно-педагогический дискурс: категориальная структура и жанровое своеобразие: дис. … д-ра филол. наук. Донецк, 2009. 206 с. 

Ивлева Т. Г. Автор в драматургии А. П. Чехова. Тверь: Тверской гос. ун-т, 2001. 124 с.

Катаев В. Б. Чехов плюс… М.: Языки славянской культуры, 2004. 408 с.

Комаров С. А. Линия Лопахин – Трофимов в комедии А. П. Чехова «Вишневый сад»: философские обертоны // Философия Чехова: Материалы Международной научной конференции / под общ. ред. А. С. Собенникова. Иркутск: Иркут. гос. ун-т, 2008. С. 106–114.

Крысин Л. П. Современный русский язык: система, норма, узус. М.: Языки славянской культуры, 2010. 480 с.

Пефтиев В. И. А. П. Чехов и его современники в контексте общественных дискуссий рубежа XIX–XX вв. // Верхневолжский филологический вестник. 2018. Т. 4, № 15. С. 1–5.

Степанов А. Д. Проблемы коммуникации у Чехова. М.: Языки славянской культуры, 2005. 400 с.

Asher N., and Lascarides А. Logics of conversation, Cambridge: Cambridge University Press, 2003. 552 p.

Austin J. L. How to Do Things with Words. Oxford: Oxford University Press, 1962. 166 p.

Bartlett R. Chekhov: Scenes from a Life. London: Simon and Schuster, 2004. 401 p.

Benoit W. L. and Benoit P. J. Aggravated and Mitigated opening utterances // Argumentaion. 1990. No. 4. P. 171–183.

Dayter D. Self-praise in microblogging // Journal of Pragmatics. 2014. No. 61. P. 91–102.

Dayter D. Self-praise online and offline // Internet Pragmatics. 2018. No. 1 (1). https://doi.org/10.1075/ip.00009.day (дата обращения: 26.03.2021).

De Pablos-Ortega, C. “Would it be fair to say that you actively sought our material?”: Mitigation and aggravation in police investigation interviews // Pragmatics and Society. 2019. No. 10 (1). P. 49–71. https://doi.org/10.1075/ps.00015.pab

Dominiczak M. H. Physician writers: Anton Chekhov // Clinical chemistry. 2014. No. 60 (4). P. 703–704.

Gorman D. The use and abuse of speech-act theory in criticism // Poetics Tiday. 1999. No. 20 (1). P. 93–119.

Kolyaseva A. F. Text from a functional communicative perspective: a linguistic analysis of Chekhov’s humoresque “My her” // Text and Talk. 2017. No. 37 (5). P. 639–662.

Matley D. “This is NOT a #humblebrag, this is just a #brag”: The pragmatics of self-praise, hashtags and politeness in Instagram posts // Discourse, Context & Media. 2018. No. 22. P. 30–38.

Offord D., Rjéoutski V., Argent G., Frijhoff W., Sanchez-Summerer K. The French Language in Russia: A Social, Political, Cultural, and Literary History. Amsterdam: Amsterdam University Press, 2018. 810 p.

Petrey S. Speech Acts and Literary Theory. London: Routledge, 2017. 186 p.

Salam El-Dakhs, D. A., Ambreen F., Zaheer M. and Gusarova Y. A pragmatic analysis of the speech act of criticizing in university teacher-student talk. The case of English as a lingua franca // Pragmatics. 2019. No. 29: 4. P. 493–520. https://doi.org/10.1075/prag.18028.eld

Shcherbenok A. “Killing realism”: Insight and meaning in Anton Chekhov // The Slavic and East European Journal. 2010. No. 54 (2). P. 297–316.

Searle J. R. Speech Acts. Cambridge: Cambridge University Press, 1969. 203 p.

Searle J. R. ‘A taxonomy of illocutionary acts,’ in K. Gunderson (ed.), Language, Mind and Knowledge, Minneapolis, MN: University of Minnesota Press, 1975, pp. 344–369.

Weststeijn W. G. On the Analysis of Literary Character. Jan van der Eng's Narrative Model as a Contribution to the Theory of Character // Russian Literature. 2003. No. 54 (1–3). P. 415–429.

Whyman R. Anton Chekhov. New York: Routledge, 2011, 200 p.     

Wood J. The unwinding stair. New Republic. 2003. No. 228 (9). https://newrepublic.com/article/66783/the-unwinding-stair (Accessed 28 March 2021).

Wu R. R. A conversation analysis of self-praising in everyday Mandarin interactions // Journal of Pragmatics. 2011. No. 43. P. 3152–3176.