Аннотация: Несмотря на тот факт, что религиозные темы редки в творчестве А. К. Толстого, образу, жизни и деятельности Иоанна Дамаскина он уделил особое внимание. Это связано с тем, что Толстой воспринимал Дамаскина не только как монаха и аскета, но прежде всего как творческую личность, поэта. В статье показано отношение Толстого к искусству, отмечается продумываемая им параллель между собственной судьбой и житием Дамаскина, роль вступления с восточным колоритом в поэме Толстого «Иоанн Дамаскин», которое соотносится с вынужденным нахождением при дворе самого Толстого. В работе демонстрируется, как поэт продуманно и тонко в размышления Иоанна об искусстве вкладывает собственные суждения, свою теорию искусства и происхождения творчества. Автор статьи, следуя за развитием сюжета поэмы, констатирует, где Толстой несколько отходит от жития Дамаскина, а в каких местах максимально приближается к агиографическому повествованию. Особое внимание в работе уделяется анализу реализации в поэме важнейшего толстовского мотива торжества свободного слова.
Список литературы
Источники
К биографии Н. С. Лескова. Из дневника И. А. Шляпкина // Русская старина. 1895. № 12. С. 205–215.
Лесков А. Н. Жизнь Николая Лескова по его личным, семейным и несемейным записям и памятям: в 2 т. М.: Худож. лит., 1984.
Лесков Н. С. Собр. соч.: в 11 т. / под общ. ред. В. Г. Базанова, Б. Я. Бухштаба, А. И. Груздева и др. М.: Гослитиздат, 1956–1958.
Майков А. Н. Соч.: в 2 т. М.: Правда, 1984. Т. 2. 576 с.
Толстой А. К. Полн. собр. соч. и письма: в 5 т. / гл. ред. В. А. Котельников. М.: РИЦ «Классика», 2016–2018.
Флоровский Г., прот. Восточные отцы IV–VIII веков. Париж: [б.и.], 1933. 260 c.