Скачать:

PDF

Ключевые слова: Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, «Отрочество», «Братья Карамазовы», А. А. Ухтомский, принцип доминанты, «двойник», «собеседник».
Для цитирования:

Федорова Е. А., Любарец В. В. Тема отрочества в творчестве Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского: аксиологический подход А. А. Ухтомского // Два века русской классики. 2024. Т. 6, № 3. С. 126–143. https://doi.org/10.22455/2686-7494-2024-6-3-126-143

Автор: Федорова Е. А.
Сведения об авторе:

Елена Алексеевна Федорова, доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры теории и практики коммуникации, Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова, ул. Советская, д. 14, 150003 г. Ярославль, Россия.

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-7756-2499

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Автор 2: Любарец В. В.
Сведения об авторе 2:

Виктория Викторовна Любарец, Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова, ул. Советская, д. 14, 150003 г. Ярославль, Россия.

ORCID ID: https://orcid.org/0009-0001-0369-3282

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Дата поступления: 19.04.2024
Дата одобрения рецензентами: 28.06.2024
Дата публикации: 25.09.2024
Номер журнала: 2024 Том 6 № 3
Рубрика: Русская литература XVIII–XIX столетий
Страницы: 126-143
DOI: https://doi.org/10.22455/2686-7494-2024-6-3-126-143
EDN:

https://elibrary.ru/BNLVBE

Индекс УДК: 821.161.1.09"19"

Аннотация: В статье дается историография освещения темы отрочества у Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского. Аксиологический подход к творчеству обоих писателей известного ученого и мыслителя А. А. Ухтомского позволяет исследовать духовно-нравственную проблематику произведений. В повести «Детство» и романе «Братья Карамазовы» показаны типы гордых героев — это Николенька у Толстого, Илюша Снегирев у Достоевского. Оба персонажа переживают похожие состояния «затмения», когда «естественный» закон заглушается плотскими чувствами. Коля Красоткин, как и Николенька, увлекается рационализмом, что приводит обоих к духовному кризису. Выходом из него становится покаяние, сострадание и общение с «собеседниками», которые являются носителями христианского идеала.

 

Список литературы

Источники

Добротолюбие в русском переводе, дополненное: в 5 т. 2-е изд. М.: Иждивением Русского на Афоне Пантелеймонова монастыря, 1895. Т. 2. 760 с.

Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: в 30 т. Л.: Наука, 1972–1990.

Толстой Л. Н. Полн. собр. соч.: в 90 т. М.: Худож. лит., 1935. Т. 2 / под общей ред. В. Г. Черткова. 411 с.

Ухтомский А. А. Доминанта. СПб.: Питер, 2022. 512 с.

Ухтомский А. А. Доминанта, как рабочий принцип нервных центров // Русский физиологический журнал имени И. М. Сеченова. М.; Пг., 1923. Т. VI. (Вып. 1, 2, 3). С. 31–45.

Исследования

Бабук А. В. Художественная антропология детства в литературе XIX в. Минск: БГУ, 2018. 144 с.

Билинкис Я. С. Новаторство Л. Н. Толстого в трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность». Л.: РГПУ им. А.И. Герцена, 1973. 40 с.

Городилова Н. И. Эпическая картина мира в трилогии Л. Н. Толстого «Детство»,

«Отрочество», «Юность» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2020. № 9. С. 5–12. http://doi.org/10.30853/filnauki.20209.1

Казаков А. А. Ценностная архитектоника произведений Л. Н. Толстого: к проблеме «антидиалогической» феноменологии эстетического события // Сибирский филологический журнал. 2014. № 4. С. 134–143.

Круглик Л. Я. Реализм трилогии Л. Н. Толстого «Детство», «Отрочество»,

«Юность»: автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 1961. 19 с.

Лощинин Н. П. «Детство», «Отрочество», «Юность» Л. Н. Толстого. Проблематика и художественные особенности. Тула: Тульское книжное изд-во, 1955. 48 с.

Михнюкевич В. А. Поэтика детских образов Ф. М. Достоевского в контексте

«народного христианства» // Вестник Челябинского государственного университета. Серия 2. Филология. 1994. № 1. Т. 2. С. 21–28.

Одиноков В. Г. Трилогия Л. Н. Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность»: автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 1953. 15 с.

Скафтымов А. П. Поэтика художественного произведения. М.: Высшая школа, 2007. 535 с.

Скиперских А. В. Между Господом и господином: дискурс боли в текстах Ф. М. Достоевского: политико-культурное измерение // PolitBook. 2015. № 4. С. 166–170.

Созина Т. Н. «Трогательное» как способ проявления авторского голоса в романе «Братья Карамазовы» Ф. М. Достоевского // Вестник Челябинского государственного университета. 2008. № 9. С. 134–138.

Цирулев А. Ф. «Поэтическая идея» в трилогии Л. Н. Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность» // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2011. № 3. С. 27–32.

Чуприна И. В. Трилогия Л. Н. Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность» в свете идейной и литературной жизни 40–50 годов: автореф. дис. … канд. филол. наук. Саратов, 1952. 27 с.

Федорова Е. А. Телеологический сюжет в романах «Капитанская дочка» и «Война и мир» // Проблемы исторической поэтики. 2023. № 4. С. 102–129. https://doi.org/10.15393/j9.art.2023.13123