Скачать:

PDF

Ключевые слова: А. Н. Островский, «На всякого мудреца довольно простоты», Чацкий, Молчалин, черновой набросок, структура драматического героя, «чацко-молчалинский» сюжет.
Для цитирования:

Михновец Н. Г. Факторы усложнения структуры драматического героя («На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского) // Два века русской классики. 2024. Т. 6, № 1. С. 124–145. https://doi.org/10.22455/2686-7494-2024-6-1-124-145

Автор: Михновец Н. Г.
Сведения об авторе:

Михновец Надежда Геннадьевна, доктор филологических наук, профессор, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, наб. реки Мойки, д. 48, 191186 г. Санкт-Петербург, Россия.

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-0674-1964

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Дата поступления: 11.01.2023
Дата одобрения рецензентами: 05.02.2024
Дата публикации: 25.03.2024
Номер журнала: 2024 Том 6 № 1
Рубрика: Русская литература XVIII–XIX столетий
Страницы: 124–145
DOI: https://doi.org/10.22455/2686-7494-2024-6-1-124-145
EDN:

https://elibrary.ru/VFMUIP

Индекс УДК: 821.161.1.09"19"

Аннотация:

В статье утверждается, что исторический фактор усложнения структуры драматического героя является доминантным: новый герой пореформенной России 1860-х гг. постигался А.Н. Островским, работающим над комедией «На всякого мудреца довольно простоты», в процессе осмысления разницы в соотношении между общим (народным) и личным в переходные эпохи русской истории. Литературный фактор в деле познания нового героя обусловлен опорой на опыт «вечных» образов (Чацкий и Молчалин). Их сопряжение в образе Глумова предопределило, по мнению автора статьи, создание целостного и самобытного характера с расширившимся диапазоном свойств, в том числе противоположных. В работе делается вывод, что поиск внутренних связей и попытки выявить ситуации переходов между ними обусловил этапы работы драматурга над комедией от первых черновых записей до итогового текста. В историко-литературном контексте комедии 1868 г. (на разных стадиях ее написания) впервые выявлены новые претексты.

Список литературы

Источники

Антропов Л. Н. Театральные заметки // Заря. 1869. № 1. С. 174–180.

Григорьев А. А. По поводу нового издания старой вещи: «Горе от ума». СПб. 1862 // А. С. Грибоедов в русской критике / сост., вступ. ст. и примеч. А. М. Гордина. М.: Гослитиздат, 1958. С. 225–242.

Державин Г. Р. Стихотворения. М.: Гослитиздат, 1958. С. 208–211.

Добролюбов Н. А. Собр. соч.: в 9 т. М.; Л.: Гослитиздат., 1962. Т. 2. 573 с.

Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: в 30 т. Л.: Наука, 1972–1990.

Островский А. Н. Полн. собр. соч.: в 12 т. М.: Искусство, 1974. Т. 3. 557 с.

Островский А. Н. Полн. собр. соч. и писем: в 18 т. Кострома: Костромаиздат, 2018–.

Писарев Д. И. Сочинения: в 4 т. М.: Гослитиздат, 1956. Т. 3. 572 с.

Эфрос Н. Е. В. И. Качалов: (Фрагмент). Пб.: Светозар, 1919. 102 с.

Исследования

Бем А. Л. «Горе от ума» в творчестве Достоевского // Вокруг Достоевского: в 2 т. М.: Русский путь, 2007. Т. 1: О Достоевском: сб. ст. / под ред. А. Л. Бема; сост., вступ. ст. и коммент. М. Магидовой. С. 415–429.

Билинкис Я. С. Человек без нравственных ограничений (Опыт А. Н. Островского «На всякого мудреца довольно простоты») // Анализ драматического произведения. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1988. С. 212–226.

Гришунин А. Л. Островский и Грибоедов // Наследие А. Н. Островского и советская культура. М.: Наука, 1974. С. 77–92.

Дячук Т. В. Творчество Г. И. Успенского в историко-литературной перспективе: контекст и поэтика. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2023. 348 c.

Ермолаева Н. Л. Образ героя в драматических хрониках А. Ф. Писемского («Поручик Гладков») и А. Н. Островского («Тушино») // Вестник Костромского государственного университета. 2016. Т. 22, № 5. С. 120–125.

Журавлева А. И. Новое мифотворчество и литературоцентристская эпоха русской культуры // Вестник Московского университета. Серия 9: Филология. 2001. № 6. С. 35–43.

Лакшин В. Я. «Мудрецы» Островского — в истории и на сцене // Новый мир. 1969. № 12. C. 208–244.

Лакшин В. Я. Биография книги. М.: Современник, 1979. 507 с.

Ляпина Л. Е. Лекции о русской лирической поэзии: Классический период. СПб.: Петербургский ин-т печати, 2005. 160 c.

Маркович В. М. «Горе от ума» в критике и литературоведении XIX – XX вв. // «Век нынешний и век минувший…»: Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» в русской критике и литературоведении. СПб.: Азбука-классика, 2002. С. 7–44.

Маркович В. М. Комедия в стихах А. С. Грибоедова «Горе от ума» // Анализ драматического произведения. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1988. С. 59–108.

Мещеряков В. П. А. С. Грибоедов: Литературное окружение и восприятие (XIX – начало XX вв.). Л.: Наука, 1983. 267 с.

Михновец Н. Г. Достоевский и А. Н. Островский в процессе познания народа (1860-е гг.) // Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература. 2021. Т. 18, № 3. С. 460–478. https://doi.org/10.21638/spbu09.2021.303

Михновец Н. Г. История и особенности «возрождения» «вечного образа» (на примере комедии А. Н. Островского «На всякого мудреца довольно простоты») // Универсалии русской литературы: сб. ст. Воронеж: ВГУ, 2019. Вып. 7. С. 380–390.

Холодов Е. Г. Драматург на все времена. М.: Изд-во Всероссийского театрального о-ва, 1975. 424 с.

Чернец Л. В. Персонажи // А. Н. Островский: Энциклопедия / гл. ред. и сост. И. А. Овчинина. Кострома; Шуя: ШГПУ, 2012. С. 313–316.