Исследование выполнено при финансовой поддержке гранта Президента РФ для государственной поддержки молодых российских ученых МК-2134.2022.2 «Поэтика зримого в баталистике конца XVIII – первой трети XIX века»
Аннотация:
Предметом исследования в статье выступает поэтика живописной изобразительности, сложившаяся в словесной баталистике конца XVIII в. Цель и задачи исследования связаны с выявлением источников визуальной образности батальной поэзии Державина, коррелирующей с новыми творческими концепциями в литературе конца XVIII в. Разработанная Державиным поэтика батальной оды напрямую связана с репрезентацией эмоциональной достоверности картин сражения, которая достигается посредством введения ярких визуальных образов. Установлено, что для баталистики Державина характерна заменена громоздких ассоциативных рядов зримыми деталями из мира реального, имеющими символический подтекст. Результатом исследования стала реконструкция разработанной Державиным художественной системы героической оды, центральное место в которой отведено живописности, достигающейся посредством использования механизмов визуализации художественного образа. Выявлено, что 1780–1790-х гг. классицистическая традиция баталистики трансформируется, закладывается новая манера изложения, связанная с представлением в слове рассматриваемых картин, что отождествляется с самим процессом постижения реальности.
Список литературы
Источники
Державин Г. Р. Соч.: в 9 т. / под ред. Я. К. Грота. СПб: Имп. Акад. наук, 1864–1871.
Ломоносов М. В. Избранные произведения. Л.: Сов. писатель, 1986. 558 с.
Пушкин А. С. Полн. собр. соч.: в 16 т. М., Л.: Изд-во АН СССР, 1937–1959.
Исследования
Канафьева А. В. Грамматическое и семантическое я в риторическом высказывании // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Русская филология. 2014. № 6. С. 8–13.
Киселева И. А. Роль событий войны 1812 года в формировании имперских настроений русского общества первой трети XIX века: к вопросу о патриотизме Лермонтова // Вестник Московского государственного областного университета. 2012. № 4. С. 182–187.
Киселева И. А. «Пророк» (1826) А. С. Пушкина и «Пророк» (1841) М. Ю. Лермонтова: сравнительная семантика мотивного комплекса // Проблемы исторической поэтики. 2020. Т. 18, № 1. С. 111–129. https://doi.org/10.15393/j9.art.2020.6762
Киселева И. А., Поташова К. А. Динамическая поэтика в истории текста стихотворения М. Ю. Лермонтова «Сон» // Проблемы исторической поэтики. 2020. Т. 18, № 1. С. 130–145. https://doi.org/10.15393/j9.art.2020.6742
Махов А. Е. Между музыкальностью и визуальностью: теория лирики в западноевропейской поэтике XVIII в. и в трактате Г. Р. Державина «Рассуждение о лирической поэзии или об оде» // Новый филологический вестник. 2016. № 4(39). С. 12–21.
Немировский И. О визуальности стихотворения Пушкина «Герой» // Новое литературное обозрение. 2021. № 6(172). С. 163–179.
Поташова К. А. Образ «пылающего Везувия» в художественном мире А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, К. П. Брюллова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2015. № 6-2(48). С. 133–137
Поташова К. А. Поэтическая формула «я вижу» в творчестве К. Н. Батюшкова: творческое усвоение державинской традиции // Научный диалог. 2020. № 8. С. 258–271. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2020-8-258-271
Ратников А. Н. Суворовский цикл од в батальной лирике Г. Р. Державина // Два века русской классики. 2021. Т. 3, № 1. С. 24–39. https://doi.org/10.22455/2686-7494-2021-3-1-24-39
Смолярова Т. Зримая лирика. Державин. М.: Новое литературное обозрение, 2011. 608 с.
Травников С. Н., Ольшевская Л. А. «Лавровы вьются там венцы...» (Поэтика «Оды на взятие Хотина» М. В. Ломоносова) // Литературоведческий журнал. 2011. № 29. С. 213–235.
Шестакова М. А., Батыр Т. Б. Основные подходы к исследованию визуального мышления // Праксема. Проблемы визуальной семиотики. 2021. № 4(30). С. 256–272.
Rostovtsev E. A. The Immortal Host of Prince Igor. Vestnik of Saint Petersburg University. History. 2020, vol. 65, no. 3, pp. 883–903.