Скачать:

PDF

Ключевые слова: А. А. Григорьев, автобиографическая проза, герой, дневник, рассказ, трилогия, внутренний мир, мечтатель, романтик.
Для цитирования:

Ларионова А. Н. Дневники главного героя в структуре автобиографической прозы А. А. Григорьева (на материале рассказов «Человек будущего», «Моё знакомство с Виталиным», «Офелия») // Два века русской классики. 2022. Т. 4, № 3. С. 52–65. https://doi.org/10.22455/2686-7494-2022-4-3-52-65

Автор: Ларионова А.Н.
Сведения об авторе:

Анна Николаевна Ларионова, кандидат филологических наук, доцент кафедры Отечественной филологии, Череповецкий государственный университет, пр. Луначарского, д. 5, 162600 г. Череповец, Россия.

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Дата поступления: 15.04.2022
Дата одобрения рецензентами: 30.06.2022
Дата публикации: 25.09.2022
Номер журнала: 2022 Том 4, № 3
Рубрика: К 200-летию со дня рождения Аполлона Александровича Григорьева
Страницы: 52–65
DOI: https://doi.org/10.22455/2686-7494-2022-4-3-52-65
EDN:

https://elibrary.ru/LUJKSW

Индекс УДК: 821.161.1.09"19"

Аннотация:

Основу трилогии о Виталине А. А. Григорьева составляют дневниковые записи автобиографического героя. Писатель сознательно обращается к данной форме повествования, поскольку именно она позволяет наиболее полно раскрыть внутренний мир главного героя, передать его мысли, ощущения, эмоции, показать сложность и противоречивость его натуры. Благодаря фрагментам дневников происходит расширение тематики рассказов: от любовных переживаний до философских раздумий, размышлений об истине, смысле жизни, поисках счастья. Дневник главного героя оказывает влияние и на хронотоп рассказов, расширяя пространство и время повествования, привнося в произведение жизненный фон, предысторию событий, параллельно обогащая наши представления о персонаже. Автор статьи кратко останавливается на автобиографических элементах в жизни Арсения Виталина, отмечает его сходство героем романа М. Ю. Лермонтова — Печориным. Отдельное внимание в статье уделяется жанровому своеобразию произведений Григорьева, их одновременной обособленности и включенности в цикл, трилогию. Уделяется внимание дневниковому фрагменту «Дневник мечтателя», его значению в тексте. Психологически убедительно автор показывает, что Виталин, погруженный в любовные переживания, но не имеющий возможности поделиться своими мыслями с кем-то из близких людей, находит выход сдерживаемым чувствам в ведении дневника, на страницах которого он дает волю своим переживаниям и поступкам.

Список литературы

Источники

Григорьев А. А. Воспоминания / под ред. Б.Ф. Егорова. Л.: Наука, 1980. 455 с.

Лермонтов М. Ю. Собр. соч.: в 4 т. М.: Правда, 1986. Т. 1. 655 с.

Исследования

Бахтин М. М. Автор и герой. К философским основам гуманитарных наук. СПб.: Азбука, 2000. 332 с.

Егоров Б. Ф. Аполлон Григорьев. М.: Молодая гвардия, 2000. 216 с.

Кудасова В. В. Дневник как жанровая стратегия творчества Аполлона Григорьева // Грехневские чтения–VII. Сборник научных трудов. Нижний Новгород: Николаев, 2008. Вып. 5. С. 74–85.

Михеев М. Ю. Дневник в России XIX–ХХ века — эго-текст, или пред-текст. М.: Водолей Publishers, 2007. 262 с.

Николаичева С. С. «Дневниковый фрагмент» в структуре художественного произведения (на материале русской литературы 30–70 гг. XIX в.: дис. … канд. филол. наук. Нижний Новгород, 2014. 174 с.

Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика. М.: Аспект Пресс, 2003. 333 с.