Скачать:

PDF

Ключевые слова: А. П. Чехов, сюжетная ситуация, стиль, художественное пространство, поэтика повторяемости, конфликт, коммуникация, аксиология.
Для цитирования:

Капустин Н. В. «Убийство» как чеховский рассказ // Два века русской классики. 2022. Т. 4, № 2. С. 150–165. https://doi.org/10.22455/2686-7494-2022-4-2-150-165  

Автор: Капустин Н. В.
Сведения об авторе:

Николай Венальевич Капустин, доктор филологических наук, профессор кафедры отечественной филологии, Ивановский государственный университет, ул. Тимирязева, д. 5, 153025 г. Иваново, Россия.

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-8739-0616

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. 

Дата поступления: 03.02.2022
Дата одобрения рецензентами: 29.03.2022
Дата публикации: 25.06.2022
Номер журнала: 2022 Том 4, № 2
Рубрика: Русская литература XVIII–XIX столетий
Страницы: 150–165
DOI: https://doi.org/10.22455/2686-7494-2022-4-2-150-165
EDN:

https://elibrary.ru/BBMFSI

Индекс УДК: 821.161.1.09"19"

Аннотация:

В центре внимания автора статьи находится рассказ А. П. Чехова «Убийство», обладающий целым рядом отличительных особенностей на фоне других произведений писателя. Эти особенности проявляются на уровне центральной сюжетной ситуации, в несвойственном писателю эмоционально-экспрессивном стиле (сцена убийства), мотиве обретения главным героем подлинной веры, пространственной удаленности места действия от «большого» мира, предельно-мрачном колорите повествования. В то же время, как показывает автор статьи, «Убийство» органично вписывается в границы художественного мира писателя. Свидетельством тому оказываются типичная для Чехова поэтика повторяемости, неочевидная общность конфликтующих друг с другом героев, затрудненность их коммуникации, наличие типично чеховских тем и слов, авторская аксиология. В результате возникает диалектика привычного и нового, когда знакомое, свойственное другим произведениям Чехова, вплетается в новое проблемно-тематическое и сюжетное построение, придавая ему характерные чеховские черты.

Список литературы

Источники

Суворин А. С. Маленькие письма // Новое время. 1904. 4 июля. С. 2. 

Чехов А. П. Степь // Чехов А. П. Полн. собр. соч. и писем: в 30 т. М.: Наука, 1974–1983.

Исследования

Бицилли П. М. Творчество Чехова. Опыт стилистического анализа // Бицилли П. М. Трагедия русской культуры: исследования, статьи, рецензии. М.: Русский путь, 2000. С. 204–348.

Капустин Н. В. «Чужое слово» в прозе А. П. Чехова: жанровые трансформации. Иваново: Ивановский гос. ун-т, 2003. 262 с.

Капустин Н. В. Повторы // А. П. Чехов. Энциклопедия / сост. и науч. ред. В. Б. Катаев. М.: Просвещение, 2011. С. 282–285.

Капустин Н. В. Прошлое, настоящее и будущее в драме А. П. Чехова «Три сестры» и в творчестве В. А. Жуковского // Anton P. Čесhov — der Dramatiker. Munchen; Berlin; Washington, 2012. S. 294–300.

Капустин Н. В. Союз «но» как спутник чеховского героя: (на материале рассказа «Дама собачкой») // Русская речь. 2020. № 5. С. 111–119.

Катаев В. Б. Проза Чехова: проблемы интерпретации. М.: МГУ, 1979. 326 с.

Лапушин Р. Е. Не постигаемое бытие…: опыт прочтения А. П. Чехова. Минск: Пропилеи, 1998. 120 с.

Полоцкая Э. Антон Чехов // Русская литература рубежа эпох (1890-е – начала 1920-х гг.). М.: ИМЛИ РАН, 2001. Кн. 1. С. 390–456.

Чудаков А. П. Поэтика Чехова; Мир Чехова: возникновение и утверждение. СПб.: Азбука-Аттикус, 2016. 704 с.