Скачать:

PDF

Ключевые слова: Н. А. Некрасов, Ф. М. Достоевский, роман-фельетон, авантюрный роман, автобиографические аллюзии, притчевый сюжет, церковный календарь.
Для цитирования:

Фёдорова Е. А. Роман-эксперимент Н. А. Некрасова и Ф. М. Достоевского в свете этнопоэтики // Два века русской классики. 2021. Т. 3, № 2. С. 138–149. https://doi.org/10.22455/2686-7494-2021-3-2-138-149

Автор: Фёдорова Е. А.
Сведения об авторе:

Елена Алексеевна Фёдорова, доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры теории и практики коммуникации, Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова, ул. Советская, д. 14, 150003 г. Ярославль, Россия.

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-7756-2499

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Дата поступления: 23.01.2021
Дата одобрения рецензентами: 16.03.2021
Дата публикации: 28.06.2021
Номер журнала: 2021 Том 3 № 2
Рубрика: Русская литература XVIII и XIX столетий
Страницы: 138-149
DOI: https://doi.org/10.22455/2686-7494-2021-3-2-138-149
Индекс УДК: 821.161.1.0

Аннотация: В статье рассматриваются романы Н. А. Некрасова «Жизнь и похождения Тихона Тростникова» (1843) и Ф. М. Достоевского «Униженные и оскорбленные» (1861) как экспериментальные, в которых писатели стремились соединить европейские и национальные традиции. Обращение к биографическому материалу, использование структурного метода позволило обнаружить сходство в жанровом содержании произведений и различие, обусловленное разными мировоззренческими установками писателей. Оба романа создавались как автобиографические, авантюрные и фельетонные, включали элементы «натурального очерка», но каждый из писателей стремился использовать национальное жанровое содержание: у Некрасова это народная драма, а Достоевский обращается к традициям древнерусской календарной словесности, проложной повести, в которой показывается проверка Священного Писания. Некрасову не удалось создать целостного произведения, во многом из-за повествовательной формы, в которой в некоторых случаях проступало пародийное начало. Но Достоевскому евангельские аллюзии и притчевый сюжет, а также задача «восстановления погибшего человека», обращения к церковному календарю позволяют вывести роман на новый уровень, высшей формой которого стали его последние произведения «Подросток» и «Братья Карамазовы».

Список литературы

Источники

Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч. Канонические тексты. Петрозаводск: Изд-во Петрозаводского ун-та, 2000. Т. IV. 955 с.

Долинин А. С. Письма М. М. Достоевского к Ф. М. Достоевскому // Ф. М. Достоевский: Материалы и исследования. Л.: Изд-во АН СССР, 1935. С. 505–555.

Некрасов Н. А. Полн. собр. соч. и писем: в 15 т. Л.: Наука; Ленинградское отделение, 1984. Т. 8: Художественная проза. Незаконченные романы и повести 1841–1856 гг. 782 с.

 

Исследования

Буданова Н. Ф. «Униженные и оскорбленные» // Достоевский: Сочинения, письма, документы: Словарь-справочник / сост. и науч. ред. Г. К. Щенников, Б. Н. Тихомиров. СПБ.: Пушкинский дом, 2008. С. 181–185.

Захаров В. Н. Имя автора — Достоевский. Очерк творчества. М.: Индрик, 2013. 456 с.

Захаров В. Н. Проблемы исторической поэтики. Этиологические аспекты. М.: Индрик, 2012. 264 с.

Мостовская Н. Н. Гоголь в восприятии Некрасова // Некрасовский сборник. Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1983. Т. VIII. С. 25–35.

Мостовская Н. Н. Пародия в прозе Некрасова (сатирическое мастерство; полемика) // Некрасовский сборник. Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1988. Т. IX. С. 54–68.

Ромодановская Е. К. От цитаты к сюжету. Роль повести-притчи в становлении новой русской литературы // Евангельский текст в русской литературе XVIII–XX веков. Цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр. Петрозаводск: Изд-во Петрозаводского ун-та, 1994. С. 66–75.

Фёдорова Е. А. Петербургские типы в прозе Н. А. Некрасова и в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» // MUNDO ESLAVO – JOURNAL OF SLAVIC STUDIES. 2017. № 16. С. 93–98.

Шарипова Д. Д. О влиянии жанра бульварного романа на творчество Ф. М. Достоевского: «Братья Карамазовы» // Достоевский и современность. Материалы XXXI Международных Старорусских чтений 2016 года. Великий Новгород, 2017. С. 182–190.

Шпилевая Г. А. «Жизнь и похождения Тихона Тростникова» и традиции авантюрного романа // Некрасовский сборник. Л.: Наука, Ленинградское отделение, 2008. Т. XIV. С. 103–111.

Юркова З. М. Сенная площадь. Вчера, сегодня, завтра. Центрполиграф, 2011. 272 с.

Egeberg Erk. Na poroge masterstva: Ot “Unizhennykh i oskorblennykh” k “Prestupleniiu I nakazaniiu” // Dostoevsky Studies: The Journal of the International Dostoevsky Society n.s. 20 (2016): 47–58.

Gerigk H.-J. Ein Meister aus Russland. Beziehungsfelder der Wirkung Dostojewskijs. Vierzehn Essays. Heidelberg: Universitätsverlag Winter, 2010. 215 s.

Gibson A. Boyce. The Religion of Dostoevsky. Eugene, OR: Wipf&Stock, 2016. 224 p.

Müller L. Die Begegnung und Auseinandersetzung von östlichem und westlichem Christentum im Leben und Werk Dostojewskijs, Tolstojs und Solov’evs // Tausend Jahre Christentum in Russland. Zum Millennium der Taufe der Kiever Rus / Hrsg. K. C. Felmy, G. Kretschmar, F. von Lilienfeld, C.-J. Roepke, Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 1988, pp. 78–82.