Скачать:

PDF

Ключевые слова: Тютчев, христианская империя, государство, православие, Россия, Византия, современная цивилизация.
Для цитирования:

Тарасов Б. Л. Понятия «христианской империи» в историософии Ф. И. Тютчева // Два века русской классики. 2020. Т. 2. № 4. С. 94–103. DOI https://doi.org/10.22455/2686-7494-2020-2-4-94-103 

Автор: Тарасов Б. Л.
Сведения об авторе:

Тарасов Борис Николаевич, доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой зарубежной литературы Литературного института им. А. М. Горького, ул. Добролюбова, д. 9/11, 127254, г. Москва, Россия

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Дата поступления: 26.10.2020
Дата публикации: 08.12.2020
Номер журнала: 2020 Том 2 № 4
Рубрика: Русская литература XVIII и XIX столетий
Страницы: 94-103
DOI: https://doi.org/10.22455/2686-7494-2020-2-4-94-103
Индекс УДК: 821.161.1.09"19"

Аннотация: Статья посвящена осмыслению Тютчевым особой роли России как страны, еще сохранявшей в качестве своей духовной и исторической основы истинное христианство. Миссия России, по мнению поэта, заключается в поддержании на земле порядка и исполнения высших законов, в избегании наступления царства беззакония. В работе показывается процесс осмысления Тютчевым нераздельности судеб священства и царства, неразрывности церковной и имперской истории России. Поэт считал, что православие наполняет смыслом деятельность государства: отрицание христианства и основанного на нем имперско-государственного строительства узаконивает греховное состояние человеческой природы. Называя Россию наследницей Византии, Тютчев приходит к выводу, что она стала выразительницей судеб целого племени и лучшей, неповрежденной и здоровой половины христианской Церкви. Поэт и мыслитель отмечал, что происходящие колебания христианских основ и соскальзывание с них личности, государства, общества, всего человечества в дохристианское язычество могут привести к страшным последствиям. Автор статьи анализирует мысли Тютчева по поводу кризиса современной цивилизации, духовная сущность которого заключается в отказе от представленной христианством свободы и в рабстве у автономного человеческого Я и обезбоженного государства.

Список литературы

Аксаков И. С. Биография Федора Ивановича Тютчева. М.: типография М. Г. Волчанинова 1886. 327 с.

Синицына Н. В. Третий Рим. История и эволюция русской средневековой концепции. М.: Индрик, 1998. 410 с.

Соловьев Вл. С. Соч.: в 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1988. 822 с.

Тихомиров Л. А. Религиозно-философские основы истории. М., 1997. 592 с.

Тютчев Ф. И. Собр. соч. и писем в 6 т. М., 2003–2007.

Тютчева А. Ф. При дворе двух императоров. Воспоминания. Дневник. 1853–1855. Тула: Приок. кн. изд-во, 1990. 396 с.

Шмурло Е. Ф. Москва – Третий Рим // Славяноведение. 1997. № 5. С. 52–66.