Скачать:

PDF

Ключевые слова: Лесков, комизм, смех, ирония, юмор, карикатура, «Монашеские острова на Ладожском озере».
Для цитирования:

Ильинская Т. Б. Религиозное и комическое у Н. С. Лескова (Путевые заметки «Монашеские острова на Ладожском озере») // Два века русской классики. 2020. Т. 2. № 2. С. 228–243. DOI 10.22455/2686-7494-2020-2-2-228-243

Автор: Ильинская Т. Б.
Сведения об авторе:

Ильинская Татьяна Борисовна, ORCID 0000-0003-26907930, доктор филологических наук, профессор, Военная академия материально-технического обеспечения, наб. Макарова, д. 8, г. Санкт-Петербург, Россия

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Дата поступления: 15.04.2020
Дата публикации: 17.06.2020
Номер журнала: 2020 Том 2 № 2
Рубрика: Русская литература XVIII и XIX столетий
Страницы: 228-243
DOI: 10.22455/2686-7494-2020-2-2-228-243
Индекс УДК: 821.161.1.09"19"

Аннотация: В статье рассматривается поэтика комического в изображении околоцерковной среды у Н. С. Лескова. В центре внимания автора статьи — путевые заметки «Монашеские острова на Ладожском озере» (1873). Связанные с жанром благочестивого хождения, записки сосредоточивают разнообразные виды комического, что делает произведение контрастным по отношению к существующей литературной традиции. Проведенное сопоставление первоначального газетного варианта «Монашеских островов» с окончательным текстом позволяет сделать вывод о том, что Лесков при переработке для книжной публикации целенаправленно усиливал комическую тональность очерка. Рассмотрение «Монашеских островов» в контексте упоминаемой в них апологетической литературы, посвященной Валааму, дает материал для реального комментария к путевым заметкам, раскрывая намеки автора, полемизирующего с либеральной публицистикой. Анализ «Монашеских островов» в избранном ракурсе позволяет выстроить типологию смехового и комического: глумливый смех атеиста, «пошлый хохот» толпы, комическое снижение святошества, суеверного мифотворчества, жеманного дамского благочестия, а также языковой комизм, возникающий при использовании просторечия, церковнославянизмов и библеизмов.

Список литературы

Аверинцев С. С. Бахтин и русское отношение к смеху // От мифа к литературе: Сборник в честь 75-летия Е. М. Мелетинского. М.: Российский государственный гуманитарный университет, 1993. С. 341–345.

Ахматова А. А. Последняя сказка Пушкина // Анна Ахматова о Пушкине. Статьи и заметки. М.: Книга, 1989. 368 с.

Валаамский монастырь. Описание Валаамского монастыря и подвижников его. СПб., 1864. 289 с.

Долгова Е. В. Два взгляда на «Северный Афон» (А. Н. Муравьев и Н. С. Лесков) // Христианство и русская литература. СПб.: Наука, 2002. Т. 4. С. 292–299.

Лесков Н. С. Полное собрание сочинений. Т. 12. М.: Терра, 2014. 541 с.

Лесков Н.С. Собрание сочинений: В 11 т. Т. 11. М.: Гослитиздат, 1958. 861 с.

Макарова Е. А. Творческое «паломничество» Н. С. Лескова // Православные духовно-нравственные идеалы и традиции – опора российского общества и государственности. Томск, Изд-во Томского ЦНТИ, 2015. С. 28–33.

Пинский Л. Е. Юмор // Краткая литературная энциклопедия, М.: Сов. энциклопедия, 1975. Т. 8. Стб. 1012–1018.

Потебня А. А. Из записок по теории словесности. М.: Директ-Медиа, 2011. 100 с.

Пушкин А. С. О предисловии г-на Лемонте к переводу басен И. А. Крылова // Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: в 10 т. М.: ГИХЛ, 1959–1962. Т. 6. С. 11–15.

Старыгина Н. Н. «Монашеские острова на Ладожском озере» Н. С. Лескова (жанр и композиция) // Жанр и композиция литературного произведения. Петрозаводск: Петрозаводск. гос. ун-т, 1986. С. 116–124.

Столярова И.В. На пути к преображению: Человек в прозе Н.С.Лескова. СПб.: С.-Петербургск. гос. ун-т, 2012.325 с.

Туниманов В. А. Валаам в творчестве Н. С. Лескова // Туниманов В. А. Лабиринт сцеплений. СПб.: Пушкинский Дом, 2013. С. 330–347.