Скачать:

PDF

Ключевые слова: Л. Н. Толстой, роман-эпопея, эпический роман, эпические основы, образ земли, земельный вопрос, война, рождение, смерть, народное единство.
Для цитирования:

Андреева В. Г. Образ земли как одна из эпических основ художественных миров романов Л. Н. Толстого // Два века русской классики. 2020. Т. 2. № 2. С. 192–227. DOI 10.22455/2686-7494-2020-2-2-192-227

Автор: Андреева В. Г.
Сведения об авторе:

Андреева Валерия Геннадьевна, ORCID 0000-00024558-3153, доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник, Институт мировой литературы им. А. М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25а, 121069, г. Москва, Россия

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Дата поступления: 12.04.2020
Дата публикации: 17.06.2020
Номер журнала: 2020 Том 2 № 2
Рубрика: Русская литература XVIII и XIX столетий
Страницы: 192-227
DOI: 10.22455/2686-7494-2020-2-2-192-227
Индекс УДК: 821.161.1.09"19"

Аннотация: В статье рассматривается образ земли в романах Толстого как одна из нескольких «эпических констант» художественного творчества писателя. Толстой констатирует, что полный отрыв человека от земли постепенно приводит к забвению духовной жизни, к потере понимания ценности народного единства. Образ земли связывает все романы Толстого, способствует организации религиозного сознания, становится ключевым в позднем творчестве писателя, мечтавшего о передаче земли в народное пользование по системе американского публициста и политэконома Генри Джорджа. Рождение и смерть, ситуация войны и образ земли становятся своеобразными критериями в эпических художественных мирах Толстого — все эти четыре константы являются не только смысловыми центрами, но и мерилами для толстовских героев. Анализируемые в статье непреходящие эпические основы позволяют осмыслить особенности толстовского историзма, связи личности и народа. Автор статьи показывает, что после «Войны и мира» ориентация Толстого на эпическую широту была вызвана желанием сохранить найденный масштаб, воплотить его на новом материале современной ему жизни. В художественном мире «Анны Карениной» отмечается особая концентрация эпических основ, а в «Воскресении» эпическая сущность романа объясняется катастрофой государственного масштаба, угрозой, нависшей над русским народом и поставившей его на грань вымирания.

Список литературы

Алексеева Н. Ю. Некоторые замечания по поводу работы над историей русской литературы // Русская литература. 2018. № 4. С. 7–14. DOI: 10.31860/0131-6095-2018-4-7-1

Андреева В. Г. «Бесконечный лабиринт сцеплений» в романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина». Кострома.: Авантитул, 2012. 296 с.

Андреева В. Г. О национальном своеобразии русского романа второй половины XIX века. Кострома: КГУ, 2016. 492 с.

Бекедин П. В. Эпопея: некоторые вопросы генезиса жанра // Русская литература. 1976. № 4. С. 34–60.

Бочаров С. Г. Роман Толстого «Война и мир». М.: Худ. лит., 1987. 156 с.

Бурсов Б. И. Лев Толстой // История русской литературы в 9 т. Т. 9. М., Л.: Акад. Наук, 1956. С. 435–625.

Галаган Г. Я. Л. Н. Толстой // История русской литературы в 4 т. Т. 3. Л.: Наука, 1982. С. 797–851.

Гачев Г. Д. Содержательность художественных форм. М.: Просвещение, 1968. 302 с.

Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: в 30 т. Т. 29, кн. 1. Ленинград: Наука, 1986. 573 с.

Зверев А. М., Туниманов В. А. Лев Толстой. М.: Молодая гвардия, 2007. 782 с.

Карпов И. П. Поэтика онтологической ситуации (Л. Н. Толстой. «Война и мир». Смерть Андрея Болконского) // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2009. № 1. С. 85–94.

Купреянова Е. Н. «Война и мир» и «Анна Каренина» Льва Толстого // История русского романа в 2 т. Т. 2. М., Л.: Наука, 1964. С. 270–349.

Лебедев Ю. В. Л. Н. Толстой на пути к «Войне и миру» (Севастополь и Севастопольские рассказы) // Русская литература. 1976. № 4. С. 61–82.

Лебедев Ю. В. О религиозных мотивах в «Войне и мире» Л. Н. Толстого // Вестник Костромского государственного университета. 2016. № 2. С. 95–100.

Ломунов К. Н. Над страницами «Воскресения». История создания романа Л. Н. Толстого. Проблемы, образы, характеры. Первые отклики. Наши современники о романе. М.: Современник, 1978. 381 с.

Масолова Е. А. Становление эпического в Севастопольских рассказах Л. Н. Толстого // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2016. Т. 158. № 1. С. 133–145.

Мишин В. С. Комментарии // Толстой Л. Н. Полн. собр. соч. в 90 т. Т. 90 М.: Худ. лит., 1958. С. 355–417.

Никитина Н. А. Повседневная жизнь Льва Толстого в Ясной Поляне. М.: Молодая гвардия, 2007 395 с.

Паршин А. Н. «Богородица – мать сыра земля» (О трех лекциях в Московской духовной академии) // Вестник православного Свято-тихоновского гуманитарного университета. Серия 1. Богословие. Философия. 2011. № 5(37). С. 71–81.

Пушкина О. И. Образ матери – сырой земли как экспликация аксиологических доминант восточных славян // Аксиологический диапазон художественной литературы. Витебск.: Витебский государственный университет им. П. М. Машерова, 2017. С. 290–293.

Смирнов С. И. Древнерусский духовник. М.: Правосл. Св.-Тихон. Богосл. ин-т, 2004. 553 с.

Сухотина Т. А. Воспоминания. М.: Худ. лит., 1976. 541 с.

Толстой Л. Н. Полн. собр. соч. в 90 т. М.: Худ. лит., 1928–1958.

Федотов Г. П. Мать-Земля. К религиозной космологии русского народа // Путь. 1935. № 46. С. 3–18.

Эйхенбаум Б. М. Лев Толстой. Семидесятые годы. Л.: Худ. лит., 1974. 360 с.