Скачать:

PDF

Ключевые слова: Достоевский, Мария Египетская, христианские святые, образы грешников, блудница, мотив искупления, возрождение героев.
Для цитирования:

Кавацца А. Образ Марии Египетской в творчестве Ф. М. Достоевского // Два века русской классики. 2019. Т. 1. № 2. С. 174–185. DOI 10.22455/2686-7494-2019-1-2-174-185

Автор: Кавацца А.
Сведения об авторе:

Антонелла Кавацца, доцент славистики, Урбинский университет им. Карло Бо, г. Урбино, Италия

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Дата поступления: 21.10.2019
Дата публикации: 10.12.2019
Номер журнала: 2019 Том 1 № 2
Рубрика: Русская литература XVIII и XIX столетий
Страницы: 174-185
DOI: 10.22455/2686- 7494-2019-1-2-174-185
Индекс УДК: 821.161.1.09"19"

Аннотация: В статье анализируется образ христианской святой Марии Египетской и использование этого образа Ф. М. Достоевским как в черновиках и подготовительных заметках, так и в текстах художественных произведений. Согласно исследованию автора, образ Марии Египетской появляется уже на страницах ранних произведений Достоевского (впервые в рассказе 1848 г.) и используется писателем на протяжении всего творческого пути. В ходе изучения упоминаний Достоевским этой святой становится понятно, что все они связаны с мыслью о кардинальном изменении жизни героев, с совершением ими подвига. Образ раскаявшейся и вновь нашедшей Бога грешницы помогает писателю представить единственный возможный путь, подходящий для заблуждающихся и ошибающихся героев. Образ Марии Египетской раскрывает дорогую для Достоевского тему преображения и духовного возрождения человека, а также идею владения собой, борьбы со страстями и дурными наклонностями человеческого естества.

Список литературы

Альтман М. С. Использование многозначности слов и выражений в произведениях Достоевского // Учёные записки Тульского государственного педагогического института. 1958. Вып. 11. С. 3–41.

Библиотека Ф. М. Достоевскогo. Опыт реконструкции / Рос. акад. наук, Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); [сост. Н. Ф. Буданова и др.]. СПб: Наука, 2005. 336 с.

Григорьев Д. Достоевский и церковь: у истоков религиозных убеждений писателя. М.:  Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 2002. 175 с.

Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: в 30 т. Л.: Наука, 1972–1990.

Захаров В. Н. Фантастические страницы Достоевского // Проблемы исторической поэтики. 2008. № 8. С. 385–398.

Захаров В. Н. Достоевский и Евангелие // «Евангелие» Достоевского. Исследования. Материалы к комментарию: в 2 т. Т. 2. Москва: Русский мир, 2010. С. 5–35.

Избранные жития святых, кратко изложенные по руководству Четьих-Миней. Апрель. Москва: Тип. Бахметева, 1864.

Опульская Л. Д. История создания романа // Достоевский Ф. М. Преступление и наказание / под ред. Л. Д. Опульской и Г. Ф. Коган. М.: Наука. С. 681–715.

Тарасова Н. А. Христианская тема в романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского: Проблемы изучения. М.: Квадрига, 2015. 190 с.

Тарасова Н. А. Проблемы интерпретации сюжета «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского в текстологическом аспекте // Mundo Eslavo revista de cultura y estudios eslavos. 2017. Vol. 16. P.  273–282.

Сavazza A.“Vinci te stesso e vincerai il mondo”. Le fonti di un aforisma ricorrente nelle opere di Dostoevskij dell’ultimo periodo // Il mondo slavo e l’Europa, Fupress. Firenze, 2019. P. 127–136.

Delmas F. Remarques sur la vie de sainte Marie l’Egyptienne. Echos d’Orient. 1901. Vol. 4. P. 35–42.