Аннотация: В статье рассматриваются вопросы, связанные с возвращением к исконной древнерусской певческой традиции в теории и практике церковного пения в России 1850-х – 1860-х гг. XIX в. и ведущая роль в данном процессе музыковеда и музыкального теоретика В. Ф. Одоевского. Раскрывается состав и содержание хранящегося в Отделе рукописей Российской государственной библиотеки рукописного собрания Одоевского, включающего крупнейшие музыкально-теоретические труды XVII в., которые отражают развитие певческой мысли того времени: нотные азбуки крюковые, двоезнаменные, на линейных нотах; различные сборники песнопений, хрестоматии по церковному пению, рассматривается деятельность Одоевского в «Обществе древнерусского искусства» при Румянцевском музее, в том числе работа по изготовлению шрифтов для издания крюковых нот. Одоевский стоял у истоков работ по исправлению нотных книг богослужебного пения, благодаря его усилиям в Московской консерватории была создана кафедра русского церковного пения, в программу обучения которой вошли лекции по истории церковного пения.
Список литературы
Архив Российской государственной библиотеки. Оп. 1. Ед. хр. 105. Л. 6–7.
Бражников М. В. Древнерусская теория музыки: по рукописным материалам XV – XVIII вв. Л.: Музыка, 1972. 421 с.
Вишневская Е. Э. В. Ф. Одоевский и Общество древнерусского искусства при Московском Публичном и Румянцевском музее в 1860-е гг. // Румянцевские чтения: Материалы межд. науч. конф. (16–17 апреля 2013). М: Пашков дом, 2013. С. 100–105.
Государственный центральный музей музыкальной культуры им. М. И. Глинки. Ф. 73.
Князь Владимир Одоевский: дневник, переписка, материалы: к 200-летию со дня рождения. М.: Дека-ВС, 2005. 520 с.
Московская консерватория: материалы и документы из фондов МГК им. П. И. Чайковского и ГЦММК им. М. И. Глинки. М., 2006. Т. 1. 126 с.
Одоевский В. Ф. Заметка о пении в приходских церквах. М.: тип. Бахметева, 1864. 13 с.
Одоевский В. Ф. К вопросу о древнерусском песнопении. М.: тип. Бахметева, 1864. 27 с.
Одоевский В. Ф. Краткие заметки о характеристике русского церковного православного пения // Труды первого Археологического съезда в Москве. Т. I. M., 1869. 318 с.
Одоевский В. Ф. Мирская песня, написанная на восемь гласов крюками с киноварными пометами // Труды первого Археологического съезда в Москве. Т. II. М., 1871. С. 484–491.
Одоевский В. Ф. Мнение князя В. Ф. Одоевского по вопросам, возбужденным Министерством народного просвещения по делу о церковном пении. М, 1866. 18 с.
Одоевский В. Ф. Музыкальная грамота для немузыкантов. М.: Я. С. Орел, 1868. 26 с.
Одоевский В. Ф. Музыкально-литературное наследие / общая редакция, вступительная статья и примечания Г. Б. Бернандта. М.: Музгиз, 1956. 723 с.
Одоевский В. Ф. Опыт о музыкальном языке. СПб.: в типографии III Отделения Собственной Е. И. В. канцелярии, 1833. 21 с.
Одоевский В. Ф. Различие между ладами (Tonarten, tons) и гласами (Kirchentonarten, tonsd'eglise) // Труды первого Археологического съезда в Москве. Т. I. M.: 1869. С. 481–484.
Одоевский В. Ф. Русская и так называемая общая музыка. М.: тип. газ. «Русский», 1867. 35 с.
Одоевский В Ф. Хорное пение в Исаакиевском Соборе. Спб.: тип. Имп. Акад. наук, 1858. 6 с.
Одоевский В. Ф. Старинная песня // Русский Архив. 1863. С. 125–129.
ОР РГБ. Ф. 210.
Русская духовная музыка в документах и материалах: В 6 т. Т. 3 Церковное пение пореформенной России в осмыслении современников. М.: Языки славянской культуры, 2002. 903 с.
Собрание В. Ф. Одоевского. Ф. 210. М., 1960.
Устав и Протоколы Общества Древнерусского искусства при Московском Публичном музее. М.: Университет. тип., 1876. 163 с.
Шевцова О. Б. Наука о церковном пении в трудах князя В. Ф. Одоевского: опыт реконструкции: автореф. дисс. … канд. искусств. М., 2012. 26 с.