Скачать:

PDF

Ключевые слова: Л. Н. Толстой, Российская империя, Третий Рим, «Война и мир», Севастопольские рассказы, религиозная философия, эпическое.
Для цитирования:

Гулин А. В. Лев Толстой как певец Российской Империи // Два века русской классики. 2022. Т. 4, № 2. С. 18–41. https://doi.org/10.22455/2686-7494-2022-4-2-18-41

Автор: Гулин А. В.
Сведения об авторе:

Александр Вадимович Гулин, доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник, Институт мировой литературы им. А. М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25 а, 121069 г. Москва, Россия.

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Дата поступления: 04.02.2022
Дата одобрения рецензентами: 27.03.2022
Дата публикации: 25.06.2022
Номер журнала: 2022 Том 4, № 2
Рубрика: Русская литература XVIII–XIX столетий
Страницы: 18-41
DOI: https://doi.org/10.22455/2686-7494-2022-4-2-18-41
EDN:

https://elibrary.ru/ZXTHWJ

Индекс УДК: 821.161.1.09"19"

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-012-00102

Аннотация:

Статья посвящена изучению уникального литературного явления: преобразованию в творчестве Л. Н. Толстого субъективно антигосударственных устремлений писателя в художественные образы, прославляющие Российскую империю. Своеобразие поэтических принципов Толстого в значительной степени определяется единством его личной религиозной веры и творческого метода — психологических по своей природе. Российская империя рассматривается автором статьи как наивысшее выражение противоположных толстовскому идеалов Третьего Рима, получивших свое оформление в организующей формуле С. С. Уварова «Православие — Самодержавие — Народность». Доказывается, что имперские прозрения и революционные парадоксы в творческом мире Толстого образуют нерасторжимое единство, где парадокс — это всегда необходимое условие прозрения, его инструмент, его движущая сила. На материале Севастопольских рассказов, романа-эпопеи «Война и мир», романа «Анна Каренина» показано, как субъективная эпичность произведений писателя в соприкосновении с материалом русской действительности «прирастала» объективными смыслами, приобретая черты подлинно национального, имперского эпоса. Одновременно с исследовательским статья носит методологический характер; в работе формируются принципы аутентичной интерпретации наследия Л. Н. Толстого в целом.

 

Список литературы

Источники

Ильин И. А. Лев Толстой как истолкователь русской души («Война и мир») // Ильин И. А. Собр. соч.: в 10 т. М.: Русская книга, 1997. Т. 6. Кн. 3. С. 428–455.

Назарьев В. Н. Из очерков «Жизнь и люди былого времени» // Л. Н. Толстой в воспоминаниях современников: в 2 т. / ред. С. А. Макашин. М.: Худож. лит., 1978. Т. 1. С. 44–52.

Розанов В. В. О писательстве и писателях. М.: Республика, 1995. 736 с.

Страхов Н. Н. Война и мир. Сочинение гр. Л. Н. Толстого. Томы V и VI // Страхов Н. Н. Литературная критика. М.: Современник, 1984. С. –323-353.

Толстой Л. Н., Толстая А. А. Переписка (1857–1903) / изд. подгот. Н. И. Азарова, Л. В. Гладкова и др. М.: Наука, 2011. 974 с.

Толстой Л. Н. Полн. собр. соч.: в 90 т. М.: Худож. лит., 1928–1958.

Толстой Л. Н. Полн. собр. соч.: в 100 т. М.: Наука, 2000 –...

Тургенев И. С. Полн. собр. соч. и писем: в 30 т. М.: Наука, 1994. Т. 10. 542 с.

Исследования

Болотин Л. Е. «Православие — Самодержавие — Народность» и лозунги Великой Отечественной войны 1941–1945 годов. Ч. 2.
URLhttps://ruskline.ru/analitika/2021/06/25/pravoslavie__samoderzhavie__narodnost_i_lozungi_velikoi_otechestvennoi_voiny_19411945_godov_ (дата обращения: 21.01.2022)

Гулин А. В. На Поклонной горе (Москва и Наполеон в романе Л. Н. Толстого «Война и мир») // Литература в школе. 2002. № 9. С. 7–12.

Есаулов И. А. Категория соборности в русской литературе. Петрозаводск: Изд-во Петрозаводского ун-та, 1995. 287 с.

Непомнящий В. С. Феномен Пушкина и исторический жребий России: К проблеме целостной концепции русской культуры // Московский пушкинист: Ежегодный сборник. М.: Наследие, 1996. Вып. III. С. 6–61.

Синицина Н. В. Третий Рим. Истоки и эволюция русской средневековой концепции XV–XVI веков. М.: Индрик, 1998. 415 с.