Аннотация: В статье рассматривается «Степь» А. П. Чехова как своеобразный диалог со степной литературной традицией, уходящей корня- ми в древнерусскую словесность и вместе с тем как новое слово писателя о русской степи. Лиризм и поэтичность чеховской «Степи» осмысляются в связи с ее сакральной, онтологической природой. Четырехдневное путешествие заключается в структуру седмичного богослужения: от Субботы к Субботе. Все события и пути героев строятся вокруг непрекращающейся литургии — глубинного онтологического события текста. Экзистенциальными символами степного пространства у Чехова выступают колокольни, курганы, кресты и часовни. Природный и мифологический мир Чехова освящаются и преображаются под влиянием храмового пространства и литургического слова. Обосновывается чеховское понимание Степи как онтологической метафоры Русского универсума. В процессе путешествия происходит взросление и мужание Егорушки. Взрослеющий в степи юный герой учится сражаться со злом и соприродными ему свойствами: тоской, злобой, обособленностью — признаками апостасийного мира. Счастье, как понимает его Чехов, это совпадение своей воли с волей Божией о себе, радостная жертвенность ради блага ближнего, выполнение божественной программы.
Список литературы
Источники
Гоголь Н. В. Полн. собр. соч. и писем: в 17 т. М.; Киев: Изд-во Московской патриархии, 2009. Т. 5: Мертвые души. 674 с.
Иоанн, преп. игумен Синайской горы. Лествица. М.: Изд-во Московск. подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2002. С. 40–83.
Майков А. Н. Избранное. СПб.: О-во памяти игумении Таисии, 2010. 702 с. Памятники литературы Древней Руси. XII в. М.: Худож. лит., 1980. 704 с.
Повести об Азовском взятии и осадном сидении в 1637 и 1642 гг. // Воинские повести Древней Руси. Под ред. В. П. Адриановой-Перетц. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1949. 359 c.
Чехов А. П. Полн. собр. соч. и писем: в 30 т. М.: Наука, 1974–1983.
Исследования
Громов, Л. П. Тема степи в творчестве Чехова. Этюды о Чехове. URL: http:// chehov-lit.ru/chehov/kritika/gromov-etyudy-o-chehove/tema-stepi.htm (дата обращения: 04.08.2024)
Громов М. Н. Философское значение древнерусской гимнографии // Мурьянов М. Ф. Гимнография Киевской Руси. М.: Наука, 2004. С. 3–13.
Гумилев Л. Древняя Русь и Великая степь. СПб.: Кристалл, 2001. 767 с.
Десять шагов по степи / В. Зубарева, М. Ч. Ларионова, Г. Рылькова и др. Иди- луайльд: Charles Schlacks, Jr. Publisher, 2017. 273 с.
Долинин А. С. О Чехове (Путник-созерцатель). URL: http://chehov-lit.ru/chehov/ kritika/dolinin-putnik-sozercatel.htm (дата обращения: 09.08.2024).
Дунаев М. М. А. П. Чехов // Дунаев М. М. Православие и русская литература: в 6 ч. М.: Христианская литература, 2003. Ч. IV. С. 558–760.
Зайцев Б. К. «Творчество из ничего». Вновь Чехов. URL: http://az.lib.ru/z/ zajcew_b_k/text_1958_tvorchestvo_iz_nichego.shtml (дата обращения: 08.08.2024).
Зайцев Б. К. Жуковский, Жизнь Тургенева. Чехов. Литературные биографии.
М.: Дружба народов, 1994. С. 359–503.
Есаулов И. А. Пространственная организация литературного произведения и православная традиция («Студент» и «На святках» А. П. Чехова) // Есаулов И. А. Категория соборности в русской литературе. Петрозаводск: Изд-во Петрозаводского ун-та, 1995. С. 145–158.
Есаулов И. А. Рассказ Чехова «Ванька»: сюжет, жанр, интерпретации // Проблемы исторической поэтики. 1998. Вып. 5. С. 479–483.
Измайлов А. А. Вера или неверие (Религия Чехова). URL: http://az.lib.ru/i/ izmajlow_a_a/text_0040.shtml (дата обращения: 01.08.2024).
Скороходов М. В. Символика вишневого сада: между коммерческим проектом, усадьбой и дачей // Два века русской классики. 2024. Т. 6, № 3. С. 196–215. https:// doi.org/10.22455/2686-7494-2024-6-3-196-215
Сухих И. Н. «Степь»: константы художественного мира // Проблемы поэтики Чехова. URL: http://chehov-lit.ru/chehov/kritika/suhih-problemy-poetiki-chehova/step. htm (дата обращения: 05.08.2024).
Ужанков А. Н. Историческая поэтика древнерусской словесности. Генезис литературных формаций. М.: Изд-во Лит. ин-та им. А. М. Горького, 2011. 511 с.
Чудаков А. П. Поэтика Чехова. М.: Наука, 1971. 301 с.