Скачать:

PDF

Ключевые слова: Ф. М. Достоевский, папа Григорий VII, Диктат папы, ультрамонтанство, антикатолическая полемика, «римская идея», человекобожие, Великий инквизитор.
Для цитирования:

Юдахин А. А. Папа Григорий VII в фокусе внимания Ф. М. Достоевского (к вопросу о персонификации «римской идеи») // Два века русской классики. 2025. Т. 7, № 1. С. 264–281. https://doi.org/10.22455/2686-7494-2025-7-1-264-281

Автор: Юдахин А. А.
Сведения об авторе:

Артем Александрович Юдахин, кандидат филологических наук, Московский университет им. А. С. Грибоедова, ш. Энтузиастов, д. 21 г., 111024 Москва, Россия.

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-4552-859X
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Дата поступления: 11.10.2024
Дата одобрения рецензентами: 20.01.2025
Дата публикации: 25.03.2025
Номер журнала: 2025 Том 7 № 1
Рубрика: Русская литература XVIII–XIX столетий
Страницы: 264-281
DOI: https://doi.org/10.22455/2686-7494-2025-7-1-264-281
EDN:

https://elibrary.ru/UHDBUE

Индекс УДК: 821.161.1.09"19"
Тип публикации: Научная статья

Аннотация: Статья посвящена анализу восприятия Ф. М. Достоевским одного из наиболее ярких и выдающихся понтификов Средневековья — папы римского Григория VII. Фигура этого понтифика обретает для писателя существенное значение одновременно в трех проекциях — конфессиональной, историософской и художественной. Антикатолическая полемика Достоевского, отразившаяся в эпистолярии, публицистике и романистике писателя, сосредоточивается на обличении «григорианского папства» — того духа и умонастроения, которые привнес в Католическую Церковь именно папа Григорий VII. В сознании Достоевского папа Григорий VII не только ассоциируется с «римской идеей» мировладычества, но и фактически персонифицирует ее, выступая одним из вероятных прототипов Великого инквизитора в романе «Братья Карамазовы». Рассмотрение в исторической перспективе теолого-политической доктрины папы Григория VII, актуализировавшейся в понтификат папы Пия IX, современника Достоевского, позволяет глубже понять и осмыслить историософский и конфессионально-полемический пласты мировоззрения писателя.

 

Список литературы

Источники

Антоний (Храповицкий), митр. Словарь к творениям Достоевского. Не должно отчаиваться. София: Российско-Болгарское книгоизд-во, 1921. 185 с.

Арсеньев Н. Православие. Католичество. Протестантизм. Париж: YMCA-Press, 1948. 145 с.

Булгаков С., прот. Очерки учения о Церкви. 4. Ватиканский догмат (Окончание) // Путь. 1929. № 16. С. 19–49.

Водовозов В. В. Ультрамонтаны // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 82 т. / под ред. К. К. Арсеньева и проф. Ф. Ф. Петрушевского. СПб.: Тип. Акц. Общ. Брокгауз-Ефрон, 1902. Т. XXXIVа. С. 715–716.

Вязигин А. С. Григорий VII. Его жизнь и общественная деятельность. СПб.: Тип. Т-ва «Обществ. польза», 1891. 104 с.

Карсавин Л. П. Католичество. Петроград: Огни, 1918. 151 с.

Корелин М. О. Важнейшие моменты в истории средневекового папства. СПб.: Акц. Общ. Брокгауз-Ефрон, 1901. 159 с.

Pius IX, pope. Respicientes. Protesting the Taking of the Pontifical States. Papal Protests against Usurpations. URL: https://www.papalencyclicals.net/Pius09/p9respic. htm (дата обращения: 19.11.2023).

Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: в 30 т. Л.: Наука, 1972–1990.

Шлоссер Ф. К. Всемирная история в 8 т. СПб.; М.: Изд. книгопродавца-типографа М. О. Вольфа, 1868–1877.

Исследования

Бахтин М. М. Проблемы творчества Достоевского // Бахтин М. М. Собр. соч.: в 7 т. М.: Русские словари, 2000. Т. 2. 798 с.

Библиотека Ф. М. Достоевского: опыт реконструкции. Научное описание. СПб.: Наука, 2005. 338 с.

Бицилли П. М. Избранное. Историко-культурологические работы. София: Унив. изд-во «Св. Климент Охридски», 1993. Т. 1. 395 с.

Воейков Н. Н. Церковь, Русь, и Рим. Глава IV. Рим в Средние века. 1. Григорий VII, Иннокентий III и инквизиция. Минск: Лучи Софии, 2000. 653 с.

Гергей Е. История Папства. М.: Республика, 1996. 462 с.

Дылевский М. В. Примат римского папы: предпосылки, значение и критика // Новосибирский временник. 2022. № 1 (5). С. 48–56.

Лозинский С. Г. История Папства. М.: Изд-во политической литературы, 1986. 387 c.

Майорова Е. И. Викарии Христа: папы Высокого Средневековья. С 858 г. до Авиньонского пленения. М.: Вече, 2015. 381 с.

Норвич Дж. История папства. М.: АСТ, 2014. 606 с.

Пападакис А., Мейендорф, И., прот. Христианский Восток и возвышение папства: Церковь в 1071–1453 гг. М.: Изд-во ПСТГУ, 2010. 629 с.

Харитонов Т. И. Образ Великого инквизитора в государстве и в революции. Политическая теология Ф. М. Достоевского и Н. А. Бердяева // Социология власти. 2022. № 2. С. 96–124. https://doi.org/10.22394/2074-0492-2022-2-96-124

Чичерин Б. Н. История политических учений в 3 т. СПб.: РХГА, 2006. Т. 3. 720 с.

Шубарт В. Европа и душа Востока. Взгляд немца на русскую цивилизацию. М.: Родина, 2023. 384 с.

Юдахин А. А. «Знаете ли, я думал отдать мир папе...»: антикатолический пласт романа Ф. М. Достоевского «Бесы» // Неофилология. 2023. № 35. С. 573–582. https:// doi.org/10.20310/2587-6953-2023-9-3-573-582

Beauchamp G. “The Legend of the Grand Inquisitor”: The Utopian as Sadist // Humanita. 2007. № 20 (1, 2). Р. 125–151.