Скачать:

PDF

Источники финансирования:

Исследование выполнено в ИМЛИ РАН за счет гранта Российского научного фонда № 24-78-10093 https://rscf.ru/project/24-78-10093/

Ключевые слова: живописное, фантастическое, Соллогуб, «Тарантас», фантастическое пространство, живописное путешествие, сон
Для цитирования:

Велигорский Г. А. Британская эстетика «живопис- ного» как способ организации фантастического пространства в повести В. А. Соллогуба «Тарантас» // Два века русской классики. 2025. Т. 7, № 1. С. 182–213. https://doi.org/10.22455/2686-7494-2025-7-1-182-213

Автор: Велигорский Г. А.
Сведения об авторе:

Георгий Александрович Велигорский, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник, Институт мировой литературы им. А. М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25А, стр. 1, 121069 г. Москва, Россия.

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-4316-4630
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Дата поступления: 11.01.2025
Дата одобрения рецензентами: 31.01.2025
Дата публикации: 25.03.2025
Номер журнала: 2025 Том 7 № 1
Рубрика: Русская литература XVIII–XIX столетий
Страницы: 182-213
DOI: https://doi.org/10.22455/2686-7494-2025-7-1-182-213
EDN:

https://elibrary.ru/WBQLRZ

Индекс УДК: 821.161.1.09"19"
Тип публикации: Научная статья

Аннотация: В настоящей статье повесть В. А. Соллогуба «Тарантас» исследуется в нескольких ракурсах. Прежде всего, она рассмотрена в контексте британской эстетической категории «живописное» (“picturesque”), получившей развитие, начиная с середины XVIII в., в трудах Уильяма Гилпина, Ювдейла Прайса и Ричарда Пейна Найта, и воспринятой русскими писателями начала XIX столетия. Посредством этой категории Соллогуб создает галерею фантастических и псевдо-фантастических ситуаций, которые служат иллюстрациями трем типам фантастического, согласно теории Ц. Тодорова. Соллогуб демонстрирует изрядную осведомленность в европейской эстетике, он дает пример русского живописного путешествия (voyage pittoresque) — жанра, получившего развитие в 1810–1830-х гг. и в описываемое время находившегося в центре журнальной полемики. Повесть «Тарантас» становится мощным высказыванием консервативного автора, показывающего, как чрезмерная увлеченность западными концепциями и в целом ориентированность на Запад может затмевать для русского человека исконное живописное и становиться причиной фантастических, обманчивых грез.

 

Список литературы

Источники

Аксаков С. Т. Собр. соч.: в 5 т. М.: Правда, 1966. Т. 4. 480 с.

Белинский В. Г. Полн. собр. соч.: в 13 т. М.: Изд-во АН СССР, 1955. Т. 9. 804 с.

Глинка Ф. Н. Письма русского офицера. М.: Правда, 1990. 448 с.

Готье Т. Младофранки. Новеллы. Сказки: в 2 кн. / изд. подгот. С. Н. Зенкин, Е. В. Трынкина. М.: Ладомир: Наука, 2022. Кн. 1. 624 с.

Грибоедов А. С. Полн. собр. соч.: в 3 т. СПб.: Нотабене; Дмитрий Буланин, 1999. Т. 2. 620 с.

Джеймс Г. Мадонна будущего: повести / пер. с англ. М.: Текст, 2004. 384 с. [Кукольник Н. В.] «Живописная Россия» // Художественная газета на 1837 год, издаваемая Нестором Кукольником. М.: В тип. Леонтия Снегирёва и К°, 1837. № 22. С. 138–140.

[Кукольник Н. В.] [Рецензия:] Всемирная панорама, или Галлерея [sic!] привлекательнейших видов, ландшафтов, памятников и развалин, снятых с натуры и гравированных на стали искуснейшими художниками, издаваемая Иваном Делакроа. Рига, в типографии Миллера. 1835–1836–1837 // Художественная газета на 1837 год, издаваемая Нестором Кукольником. М.: В тип. Леонтия Снегирёва и К°, 1837. № 2. С. 31–36.

Муравьев А. Н. Таврида / изд. подгот. А. Н. Хохлова. СПб.: Наука, 2007. 542 с.

Самарин Ю. Ф. [Рецензия:] Тарантас: путевые впечатления. Сочинение графа В. А. Соллогуба. СПб., 1845 / Сочинения Ю. Ф. Самарина: в 2 т. М.: Тип. А. И. Мамонтова и К°, 1877. Т. 1. С. 1–27.

Соллогуб В. А. Повести и рассказы / cост., вступ. ст., подгот. текста и примеч. Е. И. Кийко. М.; Л.: Худож. лит., 1962. 390 с.

Споттисвуд У. Путешествие на тарантасе по восточной России осенью 1856 года // Англичане едут по России. Путевые записки британских путешественников XIX века / сост., пер. с англ., вступ. ст. и примеч. И. В. Кучумова. СПб.: Алетейя, 2021. С. 28–171.

Count Sollogub. The Tarantas: Travelling Impressions of Young Russia / trans. from the Russian by K. Stefan. L.: Chapman & Hall, 1850. 196 p.

Gilpin W. Three Essays: On Picturesque Beauty; On Picturesque Travel; and On Sketching Landscape: To which is added a Poem on Landscape. Printing. L.: Printed for R. Blamire, MDCCXCII [1792]. 264 p.

Jameson [A.]. Handbook to the Public Galleries of Art in and Near London: With Catalogues of the Pictures Accompanied by Critical, Historical, and Biographical Notices, and Copious Indexes to Facilitate Reference: in 2 vols. L.: John Murray, 1842. Vol. 2. 632p.

Knight R. P. An Analytical Inquiry into the Principles of Taste. L.: Printed for T. Payne and J. White, 1805. 470 p.

Loudon J. C. An Encyclopædia of Gardening: Comprising the Theory and Practice of Horticulture, Floriculture, Arboriculture, and Landscape-gardening, Including All the Latest Improvements; a General History of Gardening in All Countries; and a Statistical View of Its Present State, with Suggestions for Its Future Progress, in the British Isles. 5th ed. L.: Printed for Longman, Rees, Orme, Brown & Green, 1828. 1233 p.

Price U. An Essay on the Picturesque: As Compared with the Sublime and the Beautiful; and, on the Use of Studying Pictures, for the Purpose of Improving Real Landscape. A New Edition, with Considerable Additions. L.: Printed for J. Robson, MDCCXCVI [1796]. 414 p.

Исследования

Безгубова А. А. Отечественные издания «живописных путешествий» конца XVIII – первой половины XIX в. как пример эстетики «pittoresque» // Проблемы истории, филологии, культуры. 2014. № 4 (46). С. 344–355.

Велигорский Г. А. «Усадебный текст» и национальный культурный код: русско-британские литературные связи XIX – начала XXI века / отв. ред. В. Г. Андреева. М.: ИМЛИ РАН, 2022. 416 c. (Сер. «Русская усадьба в мировом контексте»; Вып. 7)

Зенкин С. Н. Теофиль Готье — писатель-артист // Готье Т. Младофранки. Новеллы. Сказки: в 2 кн. / изд. подгот. С. Н. Зенкин, Е. В. Трынкина. М.: Ладомир; Наука, 2022. Кн. 2. С. 653–697. (Сер. «Литературные памятники»)

Камчатнова Ю. Б. О семантико-стилистическом своеобразии выражения «сесть в лужу» в русском языке // Slověne. 2012. № 2. С. 135–152.

Кан М. Правильное и неправильное использование сновидения в психической жизни // Современная теория сновидений / пер. с англ. А. П. Хомик; науч. ред. Н. Ф. Калина. М.: АСТ; Рефл-бук, 1999. С. 133–146.

Лотман Ю. М., Минц З. Г. «Человек природы» в русской литературе XIX века и «цыганская тема» у Блока // Лотман Ю. М. О поэтах и поэзии. Анализ поэтического текста. Статьи и исследования. Заметки. Рецензии. Выступления / вступ. статья М. Л. Гаспарова. СПб.: Искусство-СПб, 1996. С. 599–652.

Мароши В. В. Люди огня: к символике цыганского мифа в русской и европейской литературе XIX века // Сибирский филологический журнал. 2019. № 3. С. 53–65. https://doi.org/10.17223/18137083/68/5

Мароши В. В. Цыганский «вакхический» миф в русской литературе XIX в. и неодионисийский миф Вяч. Иванова // Культура и текст. 2019. № 2 (37). С. 54–78.

Немзер А. Комментарий к тексту книги «Тарантас» издания 1845 года // Тарантас. Путевые впечатления / Сочинение графа В.А. Соллогуба. Факсимильное издание. М.: [Б. и.], 1982. С. 49–51.

Писканов Н. К. Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» // Грибоедов А. С. Горе от ума / изд. подгот. Н. К. Пиксанов при участии А. Л. Гришунина. М.: Наука, 1987. С. 280–387. (Сер. «Литературные памятники»)

Поташова К. А. Поэтика визуального образа в кавказском тексте А. С. Грибоедова // Научный диалог. 2020. № 3. С. 250–264. https://doi.org/10.24224/2227-1295- 2020-3-250-264

Савинков С. В. «Пестрая куча» и «строгий порядок»: об архитектонике гоголевского мира и письма. URL: https://www.domgogolya.ru/science/researches/1402/ (дата обращения: 20.01.2025).

Соколова Т. В. В духе и стиле «неистового романтизма»: Роман Петрюса Бореля «Мадам Потифар» // Борель П. Мадам Потифар / изд. подгот. Т. В. Соколова, А. Ю. Миролюбова, Е. Э. Овчарова. М.: Ладомир, 2019. С. 427–478.

Тодоров Ц. Введение в фантастическую литературу / пер. с франц. Б. Нарумова. М.: Дом интеллектуальной книги, 1999. 144 с.

Урнов М. Н. Неподражаемый Чарльз Диккенс — издатель и редактор. М.: Книга, 1990. 290 с.

Халтрин-Халтурина Е. В. Английская эстетика «живописного» и «Барышня-крестьянка» А. С. Пушкина // Михайловская пушкиниана. Вып. 41. Михайловское; Псков: Государственный музей-заповедник А. С. Пушкина «Михайловское», 2006. С. 151–167.

Хохлова А. Н. Андрей Николаевич Муравьёв — литератор. СПб.: Дмитрий Буланин, 2001. 246 с.

Causey A. Pevsner and Englishness // Reassessing Nikolaus Pevsner / ed. by P. Draper. N. Y.; Abingdon: Routledge, 2017. P. 161–176.

Ely C. The Picturesque and the Holy: Visions of the Tourist Space in Russia, 1820– 1850 // Architectures of Russian Identity, 1500 to the Present / ed. by J. Cracraft and D. L. Rowland. Ithaca (NY): Cornwall University Press, 2017. P. 80–89.

Garside P. Picturesque Figure and Landscape: Mag Merrilies and the Gypsies // The Politics of the Picturesque: Literature, Landscape and Aesthetics Since 1770 / ed. by S. Coplie and P. Garside. Cambridge: Cambridge University Press, 2010. P. 145–174.

Hussey C. The Picturesque: Studies in a Point of View. L.: Routledge: Taylor & Frances, 2019. 323 p.

Long M. Beautiful Monsters: Imagining the Classic in Musical Media. L.; Berkeley (CA): University of California Press, 2008. 311 p.

Schönle A. Gogol, the Picturesque, and the Desire for the People: A Reading of “Rome” // The Russian Review. 2000. Vol. 59, October. P. 597–613.