Скачать:

PDF

Ключевые слова: Н. В. Гоголь, В. Ф. Одоевский, «Портрет», “Opere del cavaliere Giambattista Piranesi”, творческий диалог, эстетика, этика, аксиология.
Для цитирования:

Сытина Ю. Н. «Портрет» Н. В. Гоголя и “Opere del cavaliere Giambattista Piranesi” В. Ф. Одоевского: этика, эстетика, поэтика // Два века русской классики. 2025. Т. 7, № 1. С. 162–181. https://doi.org/10.22455/2686-7494-2025-7-1-162-181

Автор: Сытина Ю. Н.
Сведения об авторе:

Юлия Николаевна Сытина, кандидат филологических наук, доцент, Государственный университет просвещения, ул. Фридриха Энгельса, д. 21 а, 105005 г. Москва, Россия.

ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6334-4722
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Дата поступления: 11.07.2024
Дата одобрения рецензентами: 19.09.2024
Дата публикации: 25.03.2025
Номер журнала: 2025 Том 7 № 1
Рубрика: Русская литература XVIII–XIX столетий
Страницы: 162-181
DOI: https://doi.org/10.22455/2686-7494-2025-7-1-162-181
EDN:

https://elibrary.ru/WRANHO

Индекс УДК: 821.161.1.09"19"
Тип публикации: Научная статья

Аннотация: В статье проводится сравнительный анализ “Opere del cavaliere Giambattista Piranesi” В. Ф. Одоевского и «Портрета» Н. В. Гоголя. Уделяется внимание изменениям в редакциях и перекличкам в текстах произведений, выявляются как сходство образов и мотивов, этических и эстетических воззрений Гоголя и Одоевского, так и различие их кругозора и писательской манеры. Центральная идея обоих писателей — ответственность художника за данный ему Богом талант и губительность последствий, к которым приводит недолжное с ним обращение. Произведения объединяют мистическая напряженность повествования, мотивы земного бессмертия и безумия, отсутствие любовной коллизии, в первых редакциях — начало места действия: маленькие петербургские лавочки. Этические убеждения писателей развиваются в схожем направлении — они становятся более требовательны к себе, слову и художникам. Эстетика же их произведений (во вторых редакциях) расходится: Гоголь отказывается от персонифицированной фантастики, подробнее описывает бытовые реалии русской жизни, Одоевский, напротив, переносит действие в Италию и усиливает мистический флёр. Оба писателя остаются чужды принципам «натуральной» школы: искусство, по их мнению, должно не копировать, но преображать жизнь.

 

Список литературы

Источники

Аксаков С. Т. История моего знакомства с Гоголем. М.: Изд-во АН СССР, 1960. 296 с.

Белинский В. Г. Полн. собр. соч.: в 13 т. М.: Изд-во АН СССР, 1955. Т. 8. 728 c.

Гоголь Н. В. Полн. собр. соч.: в 14 т. М.: Изд-во АН СССР, 1938. Т. 3. 728 с. Гоголь Н. В. Полн. собр. соч.: в 14 т. М.: Изд-во АН СССР, 1952. Т. 8. 816 с. Гоголь Н. В. Полн. собр. соч.: в 14 т. М.: Изд-во АН СССР, 1940. Т. 10. 1820–1835. 540 с.

Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: в 30 т. Л.: Наука, 1975. Т. 14. 511 с.

Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: в 30 т. Л.: Наука, 1984. Т. 27. 463 с. ь. ъ. й. <Одоевский В. Ф.> Opere del cavaliere Giambattista Piranesi // Северные цветы на 1832 год. СПб.: Тип. департамента внешней торговли, 1831. С. 47–65.

Одоевский В. Ф. Opere del cavaliere Giambattista Piranesi // Северные цветы на 1832 год. М.: Наука, 1980. С. 26–33.

Одоевский В. Ф. Сочинения: в 3 ч. «Русские ночи». СПб.: Тип. Э. Праца, 1844. Ч. 1. 394 с.

Одоевский В. Ф. Русские ночи. Л.: Наука, 1975. 320 c.

Исследования

Бочаров С. Г., Дерюгина Л. B. Комментарии // Гоголь Н. В. Полн. собр. соч. и пи- сем: в 23 т. Т. 3. М.: Наука, 2009. С. 461–984.

Виноградов И. А. «Арабески» Н. В. Гоголя: единство композиции и проблематики цикла // Проблемы исторической поэтики. 2021. Т. 19. № 4. С. 234–304. https://doi.org/10.15393/j9.art.2021.1026

Виноградов И. А. Летопись жизни и творчества Н. В. Гоголя (1809–1852): в 7 т. М.: ИМЛИ РАН, 2017. Т. 2: 1829–1836. 672 с.

Комарович В. Л. Записки сумасшедшего. Комментарии // Гоголь Н. В. Полн. собр. соч.: в 14 т. М.: Изд-во АН СССР, 1937–1952. Т. 3. С. 697–705.

Маркович В. М. Петербургские повести Н. В. Гоголя. Л.: Худож. лит., 1989. 208 с.

Сакулин П. Н. Из истории русского идеализма. Кн. В. Ф. Одоевский. Мыслитель. Писатель. М.: Изд. М. и С. Сабашниковых, 1913. Т. 1. Ч. 2. 479 с.

Степанов Н. Л. Нос. Комментарии // Гоголь Н. В. Полн. собр. соч.: в 14 т. М.: Изд-во АН СССР, 1937–1952. Т. 3. С. 649–660.

Сытина Ю. Н. «Истина не передается!»: выражение, понимание и диалог в романе В. Ф. Одоевского «Русские ночи» // Проблемы исторической поэтики. 2024. Т. 22. № 1. С. 96–118. https://doi.org/10.15393/j9. art.2024.13464

Сытина Ю. Н. В поисках «положительно прекрасного» героя: князь Мышкин Ф. М. Достоевского и Сегелиель В. Ф. Одоевского // Проблемы исторической поэтики. 2021. Т. 19. № 1. С. 173–193. https://doi.org/10.15393/j9.art.2021.8862

Сытина Ю. Н. Творчество В. Ф. Одоевского в большом времени русской культуры. СПб.: РХГА, 2022. 336 с.

Турьян М. А. «Странная моя судьба»: о жизни В. Ф. Одоевского. М.: Книга, 1991. 400 с.

Турьян М. А. Владимир Одоевский и Лермонтов: к истокам религиозных спо- ров // Сб. ст. к 60-летию В. Вацуро. “Im Werden Verlag”: некоммерческое электронное издание. Мюнхен: [Б. и.], 2006. С. 1–13

Юхнова И. С. «Чужая» рукопись в структуре художественного произведения (А. С. Пушкин, А. Погорельский, А. Ф. Вельтман) // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Филология. 2014. № 2 (2). С. 352–356.