Аннотация: Статья посвящена анализу способов представления географической темы в журнале «Детское чтение для сердца и разума», выявлению их типологии с учетом проблемно-тематических и жанрово-поэтических особенностей публикаций. Основой исследования стали материалы журнала за 1785–1789 гг., тематически связанные с проблемами географии и содержащие как развернутые, так и локальные географические образы. Установлено, что проблемно-тематический состав и содержание публикаций в значительной степени строились на географической образности. Это отвечало основным просветительским установкам эпохи — соединения развлекательного и полезного чтения. Выделено четыре основных типа репрезентации географической образности: аллегорический, дидактико-педагогический, просветительский и субъективно-эмоциональный. Идеологическая прагматика обращений к географической образности определялась в журнале несколькими устойчивыми идеологемами Просвещения: естественного равенства людей, открытости и разнообразия мира, экспансии человека в нем. Дуализм концепции журнала позволял издателям сочетать просветительские и руссоистские подходы в трактовке картины мироздания.
Список литературы
Источники
Детское чтение для сердца и разума. М.: Унив. тип., у Н. И. Новикова, 1785– 1789. Ч. 1–20.
Карамзин Н. М. Письма русского путешественника / изд. подгот. Ю. М. Лотман и др. Л.: Наука, 1984. 717 с.
Рак В. Д., Соколинский Е. К. «Детское чтение для сердца и разума». Роспись содержания 2-го издания Детского чтения с указанием источников // Сводный каталог сериальных изданий России (1801–1825). СПб.: РНБ, 2000. Т. 2: Журналы (Г–Ж). С. 57–75.
Исследования
Акчурина А. Р. Н. М. Карамзин — журналист. М.: МГУ, 2016. 216 с.
Алпатова Т. А. Н. М. Карамзин и К. Ф. Мориц // Вестник Московского госу- дарственного областного университета. Серия: Русская филология. 2020. № 2. С. 65–74. https://doi.org10.18384/2310-7278-2020-2-65-74
Боголюбова В. Г. Еще раз об источниках «Анчара» // Пушкин. Исследования и материалы. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1958. Т. 2. С. 310–323.
Кудрявцева Е. Б. Для сердца и разума: Детская литература в России XVIII в. СПб.: Нестор-История, 2010. 177 с.
Привалова Е. П. О сотрудниках журнала “Детское чтение для сердца и разу- ма” // XVIII век. СПб.: ИРЛИ РАН, 1964. Т. 6. С. 258–268.
Привалова Е. П. «Детское чтение для сердца и разума» в оценке читателей и критики // Роль и значение литературы XVIII века в истории русской культуры. М.; Л.: Наука, 1966. С. 254–260.
Привалова Е. П. Социальная проблема на страницах журнала Новикова “Детское чтение для сердца и разума” // XVIII век. СПб.: ИРЛИ РАН. 1976. Т. 11. С. 104–112.
Симанков В. И. Источники журнала “Детское чтение для сердца и разума” (1785–1789) // XVIII век: сб. ст. и материалов. М.; СПб: Альянс-Архео, 2015. Сб. 28. С. 323–374.
Черепнева Л. М. Первый российский журнал для детей «Детское чтение для сердца и разума» и его работа с аудиторией // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2020. № 3. С. 100–118.
Cross, A. G. N. M. Karamzin: A Study of His Literary Career, 1783–1803. Carbondale and Edwardsville: Southern Illinois University Press, 1971. 306 p.