Аннотация: Целью статьи является рассмотрение нарративных стратегий в отечественной и западноевропейской прозе о детстве XVIII – начала XIX в. Материалом исследования стали романы Н. М. Карамзина «Рыцарь нашего времени» и Ж.-Ж. Руссо «Эмиль, или О воспитании». В произведении Карамзина на декларативном уровне сохраняется традиционный взгляд на детство героя как на период подготовки к будущей жизни. Однако в принципах изображения он отходит от этой логической конструкции и подвергает сомнению линейную взаимообусловленность различных периодов жизни героев. Нарративная стратегия Ж.-Ж. Руссо базируется на иных принципах. В основе повествовательной структуры доминирует концепция «линейного времени». Детство героя оказывается значимым лишь в перспективе следующих жизненных периодов.
Список литературы
Источники
Карамзин Н. М. Сочинения: в 2 т. Л.: Худож. лит., 1983. Т. 1: Автобиография. Письма русского путешественника. Повести. 672 с.
Карамзин Н. М. Полн. собр. стихотворений. М.; Л.: Сов. писатель, 1966. 424 с.
Толстой Л. Н. Полн. собр. соч.: в 90 т. М.: Терра, 1992. Т. 1: Детство. Юношеские опыты. 356 с.
Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения: в 2 т. М.: Педагогика, 1981. Т. 1. 653 с.
Исследования
Алпатова Т. А. Ж.-Ж. Руссо и руссоизм в Письмах русского путешественника Н. М. Карамзина // Acta Universitatis Lodziensis. Folia Litteraria Rossica. 2013. № 6. С. 9–21.
Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М.: Худож. лит., 1975. 504 с.
Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. 445 с.
Валлон А. Педагогические и психологические идеи романа-трактата Ж.-Ж. Руссо «Эмиль, или О воспитании» // Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения: в 2 т. М.: Педагогика, 1981. Т. 2. С. 269–299.
Верцман И. Е. Жан-Жак Руссо. М.: Худож. лит., 1958. 270 с.
Гончарова О М. Философские искания русских поклонников Ж.-Ж. Руссо (Н. М. Карамзин, Д. И. Фонвизин, А. Н. Радищев) // Вестник русской христианской гуманитарной академии. 2018. Т. 19, № 1. С. 252–263.
Гуковский Г. А. Карамзин // История русской литературы: в 10 т. М.; Л.: АН СССР, 1941. Т. 5, ч. 1. С. 55–105.
Женетт Ж. Фигуры: в 2 т. М.: Изд-во Сабашниковых, 1998. Т. 1. 470 с.
Завьялова Е. Е. Игровая поэтика романа Н. М. Карамзина «Рыцарь нашего времени» // Н. М. Карамзин: русская и национальные литературы. Ереван: ИД Лусабац, 2016. С. 148–160.
Иовва Н. И. Нарративные ресурсы образного высказывания // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. 2018. № 3. С. 124–129.
Канунова Ф. З. Карамзин и Стерн // Русская литература XVIII века и ее международные связи. Л.: Наука, 1975. С. 258–264.
Краснощекова Е. А. Bildungsroman на русской почве («Рыцарь нашего времени» Н. М. Карамзина) // Русская литература. 2002. № 1. С. 3–22.
Лебедева О. Б. История русской литературы XVIII века: учебник. М.: Высшая школа, 2003. 415 с.
Лотман Ю. М. Руссо и русская культура XVIII – начала XIX века // Лотман Ю. М. История и типология русской культуры. СПб.: Искусство-СПб, 2002. С. 383–446.
Лотман Ю. М. Сотворение Карамзина. М.: Книга, 1987. 336 с.
Пашигорев В. Н. Роман воспитания в немецкой литературе XVIII–XX веков. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1993. 144 с.
Тюпа В. И. Горизонты исторической нарратологии. СПб.: Алетейя, 2021. 270с.
Тюпа В. И. Жанровая природа нарративных стратегий // Филологический класс. 2018. № 2 (52). С. 19–24.
Шкловский В. Б. Повести о прозе. Размышления и разборы. М.: Худож. лит., 1966. Т. 1. 336 с.
Эйдельман Н. Я. Последний летописец. М.: Книга, 1983. 176 с.
Янушкевич А. С. «Особенности романной эстетики в «Рыцаре нашего времени» Н. М. Карамзина // Художественное творчество и литературный процесс. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1976. Вып. 1. С. 15–25.