Скачать:

PDF

Ключевые слова: Гофман, И. С. Тургенев, «гофмановский комлекс», ирония, двойничество, мифологизация, культурное имя.
Для цитирования:

Королева В. В. Преломление гофмановских традиций в повести И. С. Тургенева .Вешние воды. // Два века русской классики. 2024. Т. 6, № 4. С. 138–157. https://doi.org/10.22455/2686-7494-2024-6-4-138-157

Автор: Королева В. В.
Сведения об авторе:

Вера Владимировна Королева, доктор филологических наук, доцент, Владимирский государственный университет им. А. Г. и Н. Г. Столетовых, ул. Горького, д. 87, 600000 г. Владимир, Россия,

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-7608-9772

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Дата поступления: 29.08.2024
Дата одобрения рецензентами: 02.10.2024
Дата публикации: 25.12.2024
Номер журнала: 2024 Том 6 № 4
Рубрика: Русская литература XVIII–XIX столетий
Страницы: 138–157
DOI: https://doi.org/10.22455/2686-7494-2024-6-4-138-157
EDN:

https://elibrary.ru/GZDHTW

Индекс УДК: 821.161.1.09"19"
Тип публикации: Научная статья

Аннотация: В статье исследуется повесть И. С. Тургенева «Вешние воды» (1872) с точки зрения наличия гофмановских традиций, проявляющихся в мифологизации имени немецкого писателя Э. Т. А. Гофмана и переосмыслении сюжета его новеллы «Ошибки» (1820). Одновременно рассматриваются гофмановская проблематика, стилистика и образная система, которые представлены в виде идейно-тематического «гофмановского комплекса», включающего следующие черты: прием «игры» с сюжетами чужих произведений; обращение к гофмановскому типу героя; зеркальный принцип построения повести; гофмановская стилистика. В статье делается вывод, что И. С. Тургенев, опираясь на гофмановскую традицию, задает иронический тон повествованию, который направлен на критику современной тенденции — подражание модным литературным сюжетам и культурным образцам. Тургенев использует общеизвестные сюжеты перевернутыми, он иронизирует не только над литературными стереотипами эпохи, но и над самими героями, которые живут и действуют согласно выбранным ими амплуа. Через моделирование национальных типов Тургенев выходит к проблемам общечеловеческого, универсального характера.

 

Список литературы

Источники

Ботникова А. Б. Э. Т. А. Гофман и русская литература. Воронеж: Изд-во Воро- нежского ун-та, 1977. 206 с.

Гофман Э. Т. А. Собр. соч.: в 6 т. М.: Худож. лит., 1991–1999.

Дельвиг А. И. Полвека русской жизни: воспоминания А. И. Дельвига. 1820–1870: в 2 т. / ред. и вступ. ст. С. Я. Штрайха; предисл. Д. О. Заславского. М.; Л.: Academia, 1930.

Ткачев П. Н. Избранные литературно-критические статьи. М.; Л.: Земля и фабрика, 1928. 214 с.

Тургенев И. С. Полн. собр. соч. и писем: в 30 т. М.: Наука, 1978–.

 

Исследования

Волков И. О. «Итальянский текст» в повести И. С. Тургенева «Вешние воды» (1871) // Вестник Томского государственного университета. 2017. № 418. С. 5–13. https://doi.org/10.17223/15617793/418/1

Игнатов С. С. Погорельский и Гофман // Русский филологический вестник. 1914. Т. 72. № 3–4. С. 250–278.

Кантор В. К. Иван Тургенев: Россия сквозь «магический кристалл» Германии // Вопросы литературы. 1996. Вып. 1. C. 121–158.

Королева В. В. Интертекстуальность как прием в творчестве Э. Т. А. Гофмана // Вестник Тверского государственного университета. Серия Филология. 2019. № 1. С. 1–7.

Королева В. В. «Гофмановский комплекс» в цикле рассказов и драматических сцен В. Я. Брюсова «Земная ось» (1901–1907) // Вестник Костромского государственного университета. 2019. № 3. С. 113–119. https://doi.org/10.34216/1998-0817-

2019-25-3-113-119

Королева В. В. Стилизация «Гофмановского комплекса» в повестях А. Н. Чаяно- ва // Вестник Костромского государственного университета. 2020. № 3. С. 159–164. https://doi.org/10.34216/1998-0817-2020-26-3-159-164

Королева В. В. «Гофмановский текст русской литературы» в творчестве русских символистов // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2021. № 71. C. 270–281. https://doi.org/10.17223/19986645/71/16

Королева В. В. Гофмановские образы и мотивы в повести И. С. Тургенева «Песнь торжествующей любви» // Тургенев: на перекрестке эпох и культур. М.: РГГУ, 2021. С. 89–96.

Королева В. В. Черты гофмановской поэтики в романе Ф. М. Достоевско- го «Бесы» // Соловьевские исследования. 2022. № 3 (75). С. 159–173. https://doi. org/10.17588/2076-9210.2022.3.159-173

Малышева Л. Г. Германия в творчестве И. С. Тургенева 1840–1850-х годов (К вопросу о «лишних людях») // Вестник Томского государственного университе- та. 2010. Вып. 8. С. 48–52.

Мейер П. Из «Золотого горшка» Гофмана: «Шинель Гоголя» // Известия РАН. Серия литературы и языка. М.: [Б. и.], 2003. С. 336–344.

Мишина Л. А. Роман Э. Т. А. Гофмана «Эликсиры сатаны» как «рассказывае- мый театр» // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2010. № 4 (2). С. 911–914.

Морозов В. О. Э. Т. А. Гофман в России. Предисловие // Гофман Э. Т. А. Избран- ные сочинения / под ред. Е. М. Браудо. М.; Пг.: Гос. изд-во, 1922. С. 39–50.

Тамарченко Н., Белянцева А. Традиции Гоголя и Гофмана в «Двойнике» До- стоевского // Гоголь как явление мировой литературы. М.: ИМЛИ РАН, 2003. С. 345–351.

Федоров Ф. И. Художественный мир немецкого романтизма. М.: МИК, 2004. 370 с.

Ingham N. W. Hoffmann’s Reception in Russia. Wurzburg: Jal-Verlag, 1974. 303 p.

Passage Ch. E. The Russian Hoffmannists. The Hague: Mouton, 1963. 261 p. (Slavistic Printings and Reprintings. Vol. XXXV)