Скачать:

PDF

Источники финансирования:

Исследование выполнено в ИМЛИ РАН за счет гранта Российского научного фонда 23-28-00661 «Переписка Л. Н. Толстого с русскими писателями, литераторами и публицистами. 1860-е годы», https://rscf.ru/project/23-28-00661/

Ключевые слова: Л. Н. Толстой, женщины-писательницы, Марко Вовчок, Е. Н. Ахматова, С. И. Снессорева, Е. И. Раевская, Зульма Карро, педагогика, журнал «Ясная Поляна».
Для цитирования:

Гладкова (Калюжная) Л. В. Педагогические идеи Л. Н. Толстого и его переписка с русскими писательницами 1860-х гг. // Два века русской классики. 2024. Т. 6, № 4. С. 110–125. https://doi.org/10.22455/2686-7494-2024-6-4-110-125

Автор: Гладкова (Калюжная) Л. В.
Сведения об авторе:

Людмила Викторовна Гладкова (Калюжная), старший научный сотрудник, Институт мировой литературы им. А. М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25А, стр. 1, 121069 г. Москва, Россия.

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-3640-8783

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Дата поступления: 14.09.2024
Дата одобрения рецензентами: 28.10.2024
Дата публикации: 25.12.2024
Номер журнала: 2024 Том 6 № 4
Рубрика: Русская литература XVIII–XIX столетий
Страницы: 110–125
DOI: https://doi.org/10.22455/2686-7494-2024-6-4-110-125
EDN:

https://elibrary.ru/HZWLTX

Индекс УДК: 821.161.1.09"19"
Тип публикации: Научная статья

Аннотация: В статье рассматриваются педагогические идеи Л. Н. Тол- стого в связи с его перепиской с русскими женщинами-писательницами — Марко Вовчок, Е. Н. Ахматовой, С. И. Снессоревой, Е. И. Раевской. Подчеркивается роль педагогического журнала «Ясная Поляна», издававшегося Толстым в 1862 г., в популяризации его взглядов на педагогику и народное просвещение. Анализируются неопубликованные письма писательниц к Толстому, касающиеся вопросов образования и детской литературы. Показывается использование иностранных детских книг на занятиях с крестьянскими детьми. Делаются выводы о влиянии педагогических идей Толстого, выразившихся в 1860-е гг. в статьях журнала «Ясная Поляна» и в педагогической работе писателя, на писательниц, отдавших себя детской литературе, переводам с иностранных языков книг для детей, делу воспи- тания и просвещения народа.

 

Список литературы

Источники

Письма Толстого // Литературное наследство. М.: Изд-во АН СССР, 1961. Т. 69. Кн. 1. С. 519–558.

Толстой Л.Н. Полн. собр. соч.: в 90 т. М.: Худож. лит., 1928–1958. «Ясная Поляна. Книжка для детей». 1862. Январь.

 

Исследования

Андреева В. Г. «Научите меня, что делать…»: о просьбах М. А. Маркович к рус- ским литераторам и ее письме к Л. Н. Толстому // Филологические науки. 2024. № 4. С. 77–86. https://doi.org/10.20339/PhS.4-24.077

Марков А. С. Одна из рода Ахматовых. Астрахань: Новая Линия, 2009. 319 с.

Степина М. Ю. Из предыстории ежемесячника «Собрание иностранных ро- манов, повестей и рассказов…» (1855–1856 гг. в жизни переводчицы Е. Н. Ахма- товой) // Ежегодник Рукописного отдела Пушкинского Дома на 2012 год. СПб.: Дмитрий Буланин, 2013. С. 197–214.

Смирнов Н. А. «Ясная Поляна» Льва Толстого. Тула: Приокское кн. изд-во, 1991. 205 с.

Смирнов Н. А. Лев Толстой — редактор журнала «Ясная Поляна». Тула: При- окское кн. изд-во, 1972. 87 с.

Раевская Е. И. Лев Николаевич Толстой среди голодающих / предисл. и при- меч. П. С. Попова. М.: Изд-во Гос. лит. музея, 1938. Т. 1. С. 371–437.