Скачать:

PDF

Ключевые слова: Царское Село, Екатерининский парк, царскосельская мифология, военные мемориалы, поэтическая рефлексия, А. С. Пушкин, акмеизм.
Для цитирования:

Разумовская А. Г. Поэтическая рефлексия Екатерининского парка от Пушкина до современности: .обелиски Славы и Победы. // Два века русской классики. 2024. Т. 6, № 4. С. 90–109. https://doi.org/10.22455/2686-7494-2024-6-4-90-109

Автор: Разумовская А. Г.
Сведения об авторе:

Аида Геннадьевна Разумовская, доктор филологических наук, профессор, Псковский государственный университет, пл. Ленина, д. 2, 180000 г. Псков, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-7289-0629

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Дата поступления: 10.08.2024
Дата одобрения рецензентами: 19.09.2024
Дата публикации: 25.12.2024
Номер журнала: 2024 Том 6 № 4
Рубрика: Русская литература XVIII–XIX столетий
Страницы: 90–109
DOI: https://doi.org/10.22455/2686-7494-2024-6-4-90-109
EDN:

https://elibrary.ru/HYKECZ

Индекс УДК: 821.161.1.09"19"
Тип публикации: Научная статья

Аннотация: В статье впервые целостно рассматривается звучание темы воинских побед в поэтической рефлексии царскосельского Екатерининского парка, что значительно обогащает представление о семантике пространства, имеющего в культурной памяти устойчивое определение «отечество муз». Обширный фон русской поэзии, начиная с эпохи Просвещения, раскрывает эволюцию восприятия парка как пространства памяти, исторических воспоминаний, пантеона русской славы. Анализ поэзии XVIII–ХХI вв. разных направлений и стилей (от классицизма и романтизма до акмеизма и его последователей) дает возможность выявить избирательность объектов осмысления, проследить динамику и трансформацию их интерпретации в разные исторические времена. Особое внимание уделено парковым символам, восходящим к творчеству А. С. Пушкина — Кагульскому обелиску и Чесменской колонне, увенчанной орлом-победителем.  Пушкинская традиция  истолкования монументов прослеживается в творчестве поэтов-царскоселов, проживавших в СССР или в эмиграции. Делается вывод, что обращение поэтов к аллегориям патриотизма и высокого служения Отечеству актуализируется в переломные исторические времена. В мирные годы доминирующими в восприятии являются пейзажные картины, превращающие художественную «вселенную» парка в «страну воображения», символ любовного и творческого Эдема.

 

Список литературы

Источники

Анненский И. Ф. Пушкин и Царское Село // Анненский И. Ф. Книги отражений. М.: Наука, 1979. С. 304–321.

Голлербах Э. Ф. Царское Село в поэзии. СПб.: Парфенон, 1922. 55 с.

Голлербах Э. Ф. Город муз. Детское Село, как литературный символ и памятник быта. Л.: Изд. автора, 1927. 96 с.

Оцуп Н. А. Океан времени. Стихотворения. Дневник в стихах. Статьи и воспо- минания / cост., вступ. ст. Л. Аллена; коммент. Р. Тименчика. СПб.; Дюссельдорф: Logos, Голубой всадник, 1993. 616 с.

Петербург в поэзии русской эмиграции (первая и вторая волна) / вступ. ст., сост., подгот. текста и примеч. Р. Тименчика и В. Хазана. СПб.: Академический про- ект, Изд-во ДНК, 2006. 848 с.

Пушкин А. С. Собр. соч.: в 10 т. М.: Современник, 1982. Т. 1: Стихотворения 1813–1824 годов. 638 с.

Свиньин П. Царское Село // Свиньин П. Достопамятности Санкт-Петербурга и его окрестностей: в 5 т. СПб.: Тип. В. Плавильщикова, 1817. Т. 2. С. 138–174.

Царскосельская антология / сост. А. Ю. Арьева и Б. А. Чулкова; вступ. ст., под- гот. текста и примеч. А. Ю. Арьева. СПб.: Вита Нова, 2016. 768 с.

 

Исследования

Арьев А. Ю. «Великолепный мрак чужого сада». Царское Село в русской поэ- тической традиции // Царскосельская антология. СПб.: Вита Нова, 2016. С. 5–43.

Зыкова Е. П. Поэма / стихотворение о сельской усадьбе в русской поэзии XVIII — начала XIX в. // Сельская усадьба в русской поэзии XVIII — начала XIX века. М.: Наука, 2005. С. 3–36.

Кючарианц Д. А., Раскин А. Г. Сады и парки дворцовых ансамблей Санкт-Пе- тербурга и пригородов. СПб.: Паритет, 2009. 368 с.

Лебедева Т. Е. Образ Царского Села и приемы его языкового воплощения в по- вести «Город муз» Э. Ф. Голлербаха // Art Logos. 2021. № 2 (15). С. 121–159.

Разумовская А. Г. Сады российской поэзии (от символизма до постмодер- низма). СПб.: ИРЛИ РАН, 2014. 436 с.

Разумовская А. Г. «Царскосельская статуя» А.С. Пушкина и развитие поэтиче- ской традиции // Вестник Псковского государственного университета. Серия «Со- циально-гуманитарные науки». 2022. Вып. 13. С. 48–55.

Свирида И. И. Утопизм и садово-парковое искусство эпохи Просвещения // Культура эпохи Просвещения. М.: Наука, 1993. С. 37–67.

Соколов Б. М. «Художник рощ твоих». Три века пейзажного парка // Пейзаж- ный парк в Европе и России: от Просвещения к романтизму. М.: Кучково поле, 2017a. С. 18–43.

Соколов Б. М. Екатерина II и теория пейзажного садоводства // Пейзажный парк в Европе и России: от Просвещения к романтизму. М.: Кучково поле, 2017b. С. 104–113.

Топоров В. Н. Поэзия и проза В. А. Комаровского. Глава из истории русской литературы начала века // Комаровский В. А. Стихотворения. Проза. Письма. Мате- риалы к биографии / cост. И. В. Булатовского, И. Г. Кравцовой, А. Б. Устинова. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2000. С. 264–431.

Швидковский Д. О. Чарльз Камерон и архитектура императорских резиденций. М.: Улей, 2008. 392 с.