Скачать:

PDF

Ключевые слова: Державин, батальная ода, механизмы визуализации, поэтика, художественный образ, ассоциативные ряды, подтекст.
Для цитирования:

Поташова К. А. Визуальность образа как принцип художественного изображения исторических событий в батальных одах Г. Р. Державина // Два века русской классики. 2022. Т. 4, № 3. С. 66–79. https://doi.org/10.22455/2686-7494-2022-4-3-66-79

Автор: Поташова К.А.
Сведения об авторе:

Ксения Алексеевна Поташова, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры русской классической литературы, Московский государственный областной университет, ул. Фридриха Энгельса, д. 21а, 105005 г. Москва, Россия.

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-0164-0371

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Дата поступления: 23.04.2022
Дата одобрения рецензентами: 07.06.2022
Дата публикации: 25.09.2022
Номер журнала: 2022 Том 4, № 2
Рубрика: Русская литература XVIII–XIX столетий
Страницы: 66–79
DOI: https://doi.org/10.22455/2686-7494-2022-4-3-66-79
EDN:

https://elibrary.ru/LYQFJV

Индекс УДК: 821.161.1.09"19"

Исследование выполнено при финансовой поддержке гранта Президента РФ для государственной поддержки молодых российских ученых МК-2134.2022.2 «Поэтика зримого в баталистике конца XVIII – первой трети XIX века»

Аннотация:

Предметом исследования в статье выступает поэтика живописной изобразительности, сложившаяся в словесной баталистике конца XVIII в. Цель и задачи исследования связаны с выявлением источников визуальной образности батальной поэзии Державина, коррелирующей с новыми творческими концепциями в литературе конца XVIII в. Разработанная Державиным поэтика батальной оды напрямую связана с репрезентацией эмоциональной достоверности картин сражения, которая достигается посредством введения ярких визуальных образов. Установлено, что для баталистики Державина характерна заменена громоздких ассоциативных рядов зримыми деталями из мира реального, имеющими символический подтекст. Результатом исследования стала реконструкция разработанной Державиным художественной системы героической оды, центральное место в которой отведено живописности, достигающейся посредством использования механизмов визуализации художественного образа. Выявлено, что 1780–1790-х гг. классицистическая традиция баталистики трансформируется, закладывается новая манера изложения, связанная с представлением в слове рассматриваемых картин, что отождествляется с самим процессом постижения реальности.

Список литературы

Источники

Державин Г. Р. Соч.: в 9 т. / под ред. Я. К. Грота. СПб: Имп. Акад. наук, 1864–1871.

Ломоносов М. В. Избранные произведения. Л.: Сов. писатель, 1986. 558 с.

Пушкин А. С. Полн. собр. соч.: в 16 т. М., Л.: Изд-во АН СССР, 1937–1959.

Исследования

Канафьева А. В. Грамматическое и семантическое я в риторическом высказывании // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Русская филология. 2014. № 6. С. 8–13.

Киселева И. А. Роль событий войны 1812 года в формировании имперских настроений русского общества первой трети XIX века: к вопросу о патриотизме Лермонтова // Вестник Московского государственного областного университета. 2012. № 4. С. 182–187.

Киселева И. А. «Пророк» (1826) А. С. Пушкина и «Пророк» (1841) М. Ю. Лермонтова: сравнительная семантика мотивного комплекса // Проблемы исторической поэтики. 2020. Т. 18, № 1. С. 111–129. https://doi.org/10.15393/j9.art.2020.6762

Киселева И. А., Поташова К. А. Динамическая поэтика в истории текста стихотворения М. Ю. Лермонтова «Сон» // Проблемы исторической поэтики. 2020. Т. 18, № 1. С. 130–145. https://doi.org/10.15393/j9.art.2020.6742

Махов А. Е. Между музыкальностью и визуальностью: теория лирики в западноевропейской поэтике XVIII в. и в трактате Г. Р. Державина «Рассуждение о лирической поэзии или об оде» // Новый филологический вестник. 2016. № 4(39). С. 12–21.

Немировский И. О визуальности стихотворения Пушкина «Герой» // Новое литературное обозрение. 2021. № 6(172). С. 163–179.

Поташова К. А. Образ «пылающего Везувия» в художественном мире А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, К. П. Брюллова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2015. № 6-2(48). С. 133–137

Поташова К. А. Поэтическая формула «я вижу» в творчестве К. Н. Батюшкова: творческое усвоение державинской традиции // Научный диалог. 2020. № 8. С. 258–271. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2020-8-258-271

Ратников А. Н. Суворовский цикл од в батальной лирике Г. Р. Державина // Два века русской классики. 2021. Т. 3, № 1. С. 24–39. https://doi.org/10.22455/2686-7494-2021-3-1-24-39

Смолярова Т. Зримая лирика. Державин. М.: Новое литературное обозрение, 2011. 608 с.

Травников С. Н., Ольшевская Л. А. «Лавровы вьются там венцы...» (Поэтика «Оды на взятие Хотина» М. В. Ломоносова) // Литературоведческий журнал. 2011. № 29. С. 213–235.

Шестакова М. А., Батыр Т. Б. Основные подходы к исследованию визуального мышления // Праксема. Проблемы визуальной семиотики. 2021. № 4(30). С. 256–272.

Rostovtsev E. A. The Immortal Host of Prince Igor. Vestnik of Saint Petersburg University. History. 2020, vol. 65, no. 3, pp. 883–903.