Скачать:

PDF

Ключевые слова: И. А. Гончаров, храмовая поэтика, тетралогия, повествование, образ России, храмово-литургическая символика.
Для цитирования:

Мосалева Г. В. Храмовая поэтика метаромана И. А. Гончарова // Два века русской классики. 2021. Т. 3, № 3. С. 84–103. https://doi.org/10.22455/2686-7494-2021-3-3-84-103 

Автор: Мосалева Г. В.
Сведения об авторе:

Галина Владимировна Мосалева, доктор филологических наук, профессор, Удмуртский государственный университет, ул. Университетская 1, корп. 2, 426034 г. Ижевск, Россия

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-5342-7305 

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. 

Дата поступления: 29.01.2021
Дата одобрения рецензентами: 31.05.2021
Дата публикации: 30.09.2021
Номер журнала: 2021 Том 3 № 3
Рубрика: Русская литература XVIII–XIX столетий
Страницы: 84-103
DOI: https://doi.org/10.22455/2686-7494-2021-3-3-84-103 
Индекс УДК: 821.161.1.0

Аннотация: В статье обосновывается представление о храмовой тетралогии Гончарова («Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв» и «Фрегат Паллада»), критерием структурно-содержательного единства которой является храмово-литургическая основа, присущая всем четырем произведениям. Путь героев в них протекает внутри «храмовой модели» и оценивается автором в соответствии с ее аксиологией. Под храмовой поэтикой нами понимается воплощение в тексте феноменов, имеющих отношение ко всему православному догмато-литургическому онтосу Церкви, а не только к образу храма. Сюжет Александра Адуева рассматривается как «пошлое путешествие», лже-хождение в Петербург — двойник Европы. Во «Фрегате Паллада» изучается «особый» повествовательный статус героя, позволяющий совместить «внутри» и «вне» сюжетную точки зрения. Обращается внимание на изменение направления пути героя, стремящегося не вперед, к «прогрессу», а назад, к «праотечеству». В отношении романа «Обломов» обосновывается точка зрения о «динамике» «внутренней жизни» героя, совершающего «внутреннее путешествие» на Восток. «Обрыв» определяется в статье как роман, действие которого сосредоточивается на «русских берегах». Борис Райский проходит путь от художника-дилетанта к художнику-почвеннику. Подчеркивается значимость пространства провинциальной России, противопоставившей «обрывам» русской истории верность своему пути и идеалам.

Список литературы

Источники

Анненский И. Гончаров и его Обломов. URL: http://az.lib.ru/a/annenskij_i_f/text_0420.shtml (дата обращения: 24.05.2020).

Говоруха-Отрок Ю. Н. И. А. Гончаров // Говоруха-Отрок Ю. Н. Во что веровали русские писатели. Литературная критика и религиозно-философская публицистика. СПб.: Росток, 2012. Т. 1. С. 531–534.

Гончаров И. А. Собр. соч.: в 8 т. М: Худож. лит., 1977.

Гончаров И. А. «Фрегат “Паллада”». Очерки путешествия в двух томах. Л.: Наука, 1986. 879 с.

Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: в 30 т. Л.: Наука, 1972–1990.

Дружинин А. В. «Обломов». Роман И. А. Гончарова. URL: http://az.lib.ru/d/druzhinin_a_w/text_0070.shtml (дата обращения: 25.05.2020).

Исследования

Бланк К. Мышкин и Обломов // Роман Ф. М. Достоевского «Идиот»: современное состояние изучения. Сборник работ отечественных и зарубежных ученых. М.: ИМЛИ РАН, 2001. С. 472–481.

Долженков П. И. Миф об Эдипе в романе «Обыкновенная история» // Материалы VI Международной научной конференции. Ульяновск: Корпорация технологий продвижения, 2017. С. 7–13.

Краснощекова Е. А. Гончаров. Мир творчества. СПб.: Изд-во Пушкинского фонда, 2012. 528 с.

Лощиц Ю. Гончаров. М.: Молодая гвардия. 1986. 367 с.

Мельник В. И. «Обыкновенная история в ракурсе религиозной концепции //

Теория Традиции: христианство и русская словесность. Ижевск: Изд-во «Удмурдский ун-т». 2009. С. 134–162.

Мельник В. И. Гончаров. М.: Вече, 2012. 431 с.

Мельник В. И. Гончаров и православие. Режим доступа: https://flibusta.com.ua/dokumentalnye-knigi/biografii-i-memuary/page-54-45246-vladimir-melnik-goncharovi-pravoslavie.html (дата обращения: 22.02.2021).

Мосалева Г. В. Храмово-корабельная образность в «Обломове» И. А. Гончарова // Вестник Удмуртского университета. Серия История и филология. 2017а. Т. 27. Вып. 5. С. 658–664.

Мосалева Г. В. Храмовые мотивы в «Обыкновенной истории» И. А. Гончарова: отказ героя от храма и метаморфоза образа // Материалы VI Международной научной конференции. Ульяновск: Корпорация технологий продвижения, 2017б. С. 26–34.

Мосалева Г. В. Воплощение храмово-литургической модели в романе «Обрыв» И. А. Гончарова: сюжеты жизни и искусства // Уральский филологический вестник. Сер. Русская классика: динамика художественных систем. 2017в. № 4. С. 69–82.

Мосалева Г. В. Литургические аспекты романа И. А. Гончарова «Фрегат “Паллада”» в контексте жанровых трансформаций // Вестник Удмуртского университета. Сер. История и филология. 2018а. Т. 28. Вып. 3. С. 328–334.

Мосалева Г. В. Образ России как храма-корабля и его модификации в романной поэтике И. А. Гончарова // Вестник Удмуртского университета. Сер. История и филология. 2018б. Т. 28. Вып. 2. С. 169–179.

Недзвецкий В. А. Фрегат «Паллада» Гончарова как «географический роман» // Материалы межд. конф., посвященной 180-летию со дня рождения И. А. Гончарова. Ульяновск, 1994. С. 124–137.

Нейчев Н. Таинственная поэтика Ф. М. Достоевского. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2010. 316 с.

Отрадин М. Проза И. А. Гончарова в литературном контексте. СПб: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1994. 169 с.

Пырков И. В. «…А на снегу — щепка». Образ Салтыкова-Щедрина в романе И. А. Гончарова «Обрыв» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2017. № 8 (77): в 2 ч. Ч. 2. С. 48–52.