Скачать:

PDF

Ключевые слова: грамотность, образование, просвещение, воспитание, А. А. Фет, И. С. Тургенев, В. И. Даль, «Хорь и Калиныч», деревенские очерки, письма.
Для цитирования:

Генералова Н. П. Нужна ли была Хорю грамота? (И. С. Тургенев и А. А. Фет: Два взгляда на проблему первоначального образования) // Два века русской классики. 2021. Т. 3, № 3. С. 6–21. https://doi.org/10.22455/2686-7494-2021-3-3-6-21  

Автор: Генералова Н. П.
Сведения об авторе:

Наталья Петровна Генералова, доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник, заведующая Группой по изданию сочинений И. С. Тургенева и А. А. Фета, Институт русской литературы (Пушкинский Дом) Российской академии наук, наб. Макарова, д. 4, 199034 г. Санкт-Петербург, Россия.

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. 

Дата поступления: 08.04.2021
Дата одобрения рецензентами: 16.06.2021
Дата публикации: 30.09.2021
Номер журнала: 2021 Том 3 № 3
Рубрика: Русская литература XVIII–XIX столетий
Страницы: 6-21
DOI: https://doi.org/10.22455/2686-7494-2021-3-3-6-21
Индекс УДК: 821.161.1.0

Аннотация: В статье рассматриваются две точки зрения на проблему первоначального образования, грамотности — И. С. Тургенева и А. А. Фета. Автор описывает столкновение Тургенева и Фета, настроения и планы обоих литераторов в начале 1860-х гг. В августе 1860 г., в ожидании отмены крепостного права находясь в Англии, на острове Уайт, Тургенев задумал и составил «Проект программы “Общества для распространения грамотности и первоначального образования”». Фет, вынужденный уйти из литературы вследствие «гонений» на «чистое искусство», приобрел 200 десятин чернозема во Мценском уезде. Не имевший собственного имения и крепостных, поэт оказался накануне отмены крепостного права в положении фермера, которому пришлось пережить бесконечные неурядицы, связанные с введением реформ во все сферы экономической и политической жизни. Его публицистика затрагивала многообразные проблемы, одной из них была проблема грамотности. Мнение Фета по данному вопросу выглядит парадоксальным. Однако он не был одинок, призывая не отождествлять грамотность, образование и воспитание, отдавая в решении проблемы предпочтение нравственному воспитанию народа. Схожую позицию занимал В. И. Даль, чье письмо издателю журнала «Русская беседа» А. И. Кошелеву анализируется в статье.

Список литературы

Источники

Баталин И. А. Утро. 1897. № 16. 18 января.

Даль В. И. Письмо к издателю А. И. Кошелеву // Русская беседа. 1856. Т. 3. Отд. V: Смесь. С. 1–16.

Мнения русских людей о лучших книгах для чтения. СПб.: Изд-е М. М. Ледерле и Ко, 1895. 192 с.

[Паршин В. П.] Описание пути от Иркутска до Москвы, составленное 1849 г. В. П. М.: Тип. Александра Семена, 1851. 230 с.

Тургенев И. С. Полн. собр. соч.: в 30 т. Соч.: в 12 т. М.: Наука, 1978–1986; Письма: в 18 т. М.: Наука, 1982–.

Фет А. А. Ранние годы моей жизни. М.: Тов-во тип. А. И. Мамонтова, 1893. 548 с.

Фет А. А. Собр. соч.: в 20 т. СПб.: Фолио-Пресс — Атон, 2007. Т. 4. 558 с.

Исследования

Генералова Н. П. А. А. Фет о книге и круге чтения (Письмо к М. М. Ледерле от 25 июня 1891 года) // Русская литература. 2020. № 4. С. 55–64. DOI: 10.31860/0131-6095-2020-4-55-64

Летопись жизни и творчества И. С. Тургенева (1859–1862) / отв. ред. Н. П. Генералова. СПб.: Росток, 2018. 680 с.

Пясецкий Г. М. Забытая история Орла. Орел: Изд-во Орлов. гос. телерадиокомпании, 1993. 251 с.