Скачать:

PDF

Ключевые слова: Н. М. Карамзин, «Моя исповедь», жанр, эгоцентрик, исповедальность, откровенность, цинизм.
Для цитирования:

Луцевич Л. Ф. «Признания мои не имеют никакой нравственной цели» («Моя исповедь» Н. М. Карамзина) // Два века русской классики. 2020. Т. 2. № 2. С. 46–65. DOI 10.22455/2686-7494-2020-2-2-46-65

Автор: Луцевич Л. Ф.
Сведения об авторе:

Луцевич Людмила Фёдоровна, ORСID 0000-0002-6340-2598, доктор филологических наук, профессор, Варшавский университет, ул. Краковские предместья, 26/28, 00-927, Варшава, Польша

E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Дата поступления: 22.04.2020
Дата публикации: 17.06.2020
Номер журнала: 2020 Том 2 № 2
Рубрика: Русская литература XVIII и XIX столетий
Страницы: 46-65
DOI: 10.22455/2686-7494-2020-2-2-46-65
Индекс УДК: 821.161.1.09"18"

Аннотация: В центре внимания автора статьи находится жанровое своеобразие произведения Н. М. Карамзина «Моя исповедь» (1802). Включив в название определение «исповедь», писатель акцентуировал форму личного признания; использовав подзаголовок «Письмо к издателю журнала», подчеркнул намеренную общедоступность текста. Пародийно подражая Руссо, Карамзин ведет повествование от 1-го лица некоего безнравственного эгоцентрика, позиционирующего себя «совершенно особенным человеком», который, пренебрегая моралью, цинично выдвинул на первый план безудержное своеволие. Герой, как вытекает из его исповеди, на протяжении жизни нарушал христианские заповеди, никогда ни в чем не раскаивался; его исповедальные признания не имеют «никакой нравственной цели»; они лишь средство циничного самоутверждения собственной необыкновенности. Единственное, что ему удалось создать, как вытекает из «исповеди» – это сотворить кумира из себя самого, стать неким идолом, который постоянно изыскивает поводы, чтобы потешить низменное самолюбие, тщеславие, гордыню. В образе самовлюбленного эгоиста Карамзин, пожалуй, впервые воплотил в художественном тексте исповедальность как ничем не ограниченную бесстыдную откровенность.

Список литературы

Алпатова Т. А. Проза Н. М. Карамзина: поэтика повествования. М.: МГОУ, 2012. 560 с.

Алпатова Т. А. Ж.-Ж. Руссо и руссоизм в «Письмах русского путешественника» H. М. Карамзина // Acta Universitatis Lodziensis. Folia Litteraria Rossica 6. Łódz: UŁ, 2013. С. 9–21.

[Б. а.] Об учтивости и хорошем тоне: (Из фран. жур.) / [Пер. Н. М. Карамзина] // Вестник Европы. 1803. Ч. 9. № 9. С. 24–30.

Батманова К. И. «Странный человек» в повести Н. М. Карамзина «Моя исповедь» // Litteraterra. Материалы IV Международной конференции молодых ученых / ред. И. А. Семухина. Екатеринбург: Изд. Уральск. гос. пед. ун-та, 2015. С. 54–57.

Ваховская А. М. Исповедь // Литературная энциклопедия терминов и понятий / гл. ред. А. Н. Николюкин. М.: Интелвак, 2001. С. 320–321.

Волкова Т. Н. Исповедь // Поэтика: Словарь актуальных терминов и понятий / гл. ред. Н. Д. Тамарченко. М.: Изд. Кулагиной Intrada, 2008. С. 85–86.

Глухов В. И. «Моя исповедь» Карамзина в творческом сознании Достоевского // Карамзинский сборник. Национальные традиции и европеизм в русской культуре / отв. ред. С. М. Шаврыгин. Ульяновск: УлГПУ, 1999. С. 50–62.

Гончарова О. М. Философские и литературные контексты повести Н. М. Карамзина «Моя исповедь» // Культура и текст. 2018. № 2(33). С. 37–56.

Гончарова О. М. Карамзин и Руссо (о повести «Моя исповедь») // Slavica Tergestina. 2019 (II). Vol. 23. C. 130–150.

Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. М.: Русский язык, 1979. Т. 2. 779 c.

Достоевский Ф. М. Петербургская летопись // Достоевский Ф. М. Собр. cоч.: в 15 т. Л.: Наука, 1988. T. 2. 592 с.

Дьяченко Г. М. Полный церковно-славянский словарь (с внесением в него важнейших древнерусских слов и выражений). М.: Изд. Московского Патриархата, 1993. 1120 c.

Живов В. М. Чувствительный национализм. Карамзин, Растопчин, национальный суверенитет и поиски национальной идентичности // Новое литературное обозрение. 2008. № 91. С. 114–140.

Златопольская А. А. Идеи «женевского гражданина» и Россия. Полтора века воздействия и осмысления (1752–1917) // Ж.-Ж. Руссо. Pro et contra. Идеи Ж.-Ж. Руссо в восприятии и оценке русских мыслителей и исследователей / сост. А. А. Златопольская. СПб: Изд. РХГА, 2005. C. 7–54.

Зорин А. Л. Ж.-Ж. Руссо и национальная утопия «старших» архаистов // Новое литературное обозрение. 1996. № 20. С. 56–63.

Зорин А. Л. Кормя двуглавого орла... Русская литература и государственная идеология в последней трети XVIII – первой трети XIX в. М.: Новое литературное обозрение, 2001. 416 c.

Канунова Ф. З. Эволюция сентиментализма Карамзина («Моя исповедь») // Роль и значение литературы XVIII века в истории русской культуры. К 70-летию члена корреспондента АН СССР П. Н. Беркова. М.; Л.: Наука, 1966. С. 286–290.

Карамзин Н. М. Моя исповедь. Письмо к издателю журнала // Карамзин Н. М. Избр. cоч.: в 2 т. / подг. текста и примеч. П. Н. Беркова. М.; Л.: Худ. лит., 1964. Т. 1. С. 729–739.

Карамзин Н. М. Письма русского путешественника / изд. подгот. Ю. М. Лотман, Н. А. Марченко, Б. А. Успенский. Л.: Наука, 1987. 717 c.

Кочеткова Н. Д. «Исповедь» в русской литературе конца XYIII века // На путях к романтизму: сб. науч. трудов / отв. ред. Ф. Я. Прийма. Л.: Наука, 1984. С. 71–99.

Кочеткова Н. Д. Литература русского сентиментализма (Эстетические и художественные искания) / отв. ред. А. М. Панченко. СПб.: Наука, 1994. 280 с.

Краснощекова Е. А. Bildungroman на русской почве («Рыцарь нашего времени» Н. М. Карамзина) // Русская литература. 2002. № 1. С. 3–21.

Кудреватых А. Н. Эволюция психологизма в прозе Н. М. Карамзина: учебное пособие для студентов Института филологии, культурологи и межкультурной коммуникации. Екатеринбург: УрГПУ, 2015. 164 c.

Кудреватых А. Н. Рефлексирующий герой в «Моей Исповеди» Н. М. Карамзина // Литература как форма социальной и индивидуальной рефлексии: материалы ХIХ Всероссийской научно-практической конференции словесников «Актуальные проблемы изучения и преподавания литературы в вузе и школе – Лейдермановские чтения». Екатеринбург, 1–2 апреля 2016 г. Екатеринбург: УрГПУ, 2016. С. 24–29.

Купреянова Е. Н. Русский роман первой половины XIX в. От сентиментальной повести к роману // История русского романа: в 2 т. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1962. Т. I. С. 66–85.

Лотман Ю. М. Руссо и русская культура XVIII – начала XIX века // Лотман Ю. М. Избр. cт.: в 3 т. Таллинн: Александра, 1992. Т. II. C. 40–99.

Лотман Ю. М. Эволюция мировоззрения Карамзина (1789—1803) // Н. М. Карамзин: pro et contra / сост., вступ. ст. Л. А. Сапченко. СПб.: Изд.: РХГА, 2006. С. 749–787.

Луцевич Л. Ф. Разновидности русской писательской исповеди // Człowiek. Świadomość. Komunikacja. Internet / Red. nauk. L. Szypielewicz. Warszawa: IR UW, 2012a. S. 858–864.

Луцевич ЛФ. Писательская исповедь: к вопросу о типологии // Autobiografie pisarzy rosyjskich. Studia Rossica XXI / Red. nauk. A. Wołodźko-Butkiewicz, L. Łucewicz. Warszawa: IR UW, 2012b. S. 19–30.

Луцевич ЛФ. Русская авторская исповедь XIX в., w: Z Polskich Studiów Slawistycznych, seria 13, t. 1, Literaturoznawstwo. Kulturoznawstwo. Folklorystyka, Prace na XVI Międzynarodowy Kongres Slawistów w Belgradzie 2018 / Red. B. Zieliński. Poznań: Polska Akad. Nauk, 2018a. S. 157–167.

Луцевич Л. Ф. Исповедь как литературный жанр в России XIX века, в: XVI Међународни конгрес слависта (Београд 20–27 VIII 2018). Teзе и Резимеи у два тома, т. 2: Кньижевност, култура, фолклор. Питанья славистике / Red. Б. Suvajdžić, Београд 2018 b. С. 113–114.

Луцевич Л. Ф. Чистосердечные признания XVIII века // Текст и традиция: Альманах 7 / ред. Е. Водолазкин. СПб.: ИРЛИ РАН, 2019. С. 20–43.

Ожегов С.И. Словарь русского языка. / ред. Н. Ю. Шведова. М.: Советская энциклопедия, 1972. 846 с.

Песков А. М., Турбин В. Н. Исповедь // Лермонтовская энциклопедия; гл. ред. В. А. Мануйлов. М.: Сов. энцикл., 1981. С. 201.

Орлов П. А. Русский сентиментализм. М.: Изд. МГУ, 1977. 270 с.

Погодин М. П. Николай Михайлович Карамзин, по его сочинениям, письмам и отзывам современников: в 2 ч. М.: Тип. А. И. Мамонтова, 1866. Ч. 1. 399 c.

Прокудин Б. А. И. С. Тургенев и Л. Н. Толстой как продолжатели социально-политических идей Ж.-Ж. Руссо // Политическая наука. 2017. № 1 (21). С. 213–231.

Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании / пер. с франц. М. А. Энгельгардта. СПб.: Тип. «Север», 1912. 489 с.

Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре. Трактаты / пер. с фр. А. Д. Хаютин. М.: «КАНОН-пресс», «Кучково поле», 1998. 416 с.

Сигида Л. И. Эволюция жанра повести Н. М. Карамзина: дис. … канд. филол. наук. М., 1992. 247 с.

Сигида Л. И. Об истоках разочарования и скепсиса героев Карамзина // XVIII век: искусство жить и жизнь искусства: [сб. науч. работ] / отв. ред. Н. Т. Пахсарьян. М.: Экон-информ, 2004. С. 327–344.

Советский энциклопедический словарь / uл. ред. А. М. Прохоров. М.: Советская энциклопедия, 1987. 1600 c.

Уваров М. С. Архитектоника исповедального слова. СПб.: Алетейя, 1998. 245 c.

Шмелева Т. В. Исповедь // Культура русской речи. Энциклопедический словарь-справочник / gод ред. Л. Ю. Иванова и др. М.: Флинта; Наука, 2003. С. 229–230.

Штедтке К. Субъективность как фикция. Проблема авторского дискурса в “Письмах русского путешественника” Н. М. Карамзина // Логос. 2001. № 3. С. 143–151.

Głowiński M. Wyznania // Słownik terminów literackich / Red. J. Sławiński, M. Głowiński, T. Kostkiewiczowa. Wrocław: Ossolineum, 1988. S. 581.

Gorbatov I. Formation du Concept de Sentimentalisme Dans la Littérature Russe: l'Influence de J.J. Rousseau Sur l'oeuvre de N.M. Karamzine. New York, Bern, Frankfurt/M., Paris, 1991. 264 p.

Krassowski. M. Wyznanie // Leksykon terminów literackich / Oprac. M. Krassowski. Warszawa: Twój Styl, 1996. S. 239.